Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Догматическое богословие.



Архимандрит Алипий



Примечания




1Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слова 20, 22, 24, 30. Сергиев Посад, 1908. С. 248-249.

2Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 544. М., 1883. С. 346.

3Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство... Ответ 702. С. 436; см. также: Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слова 27, 78; его же. Слово к Пастырю. 12, 12. С. 231, 263.

4Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство... Ответ 58. С. 43.

5Св. Григорий Богослов. Слово 27, о богословии первое // Творения. М., 1889. Ч. 3. С. 5 и далее.

6Митр. Московский Филарет. Слова и речи. Т. 4. 1882. С.151-152.

7Архим. Амфилохий (Радович). "Филиокве" и нетварная энергия по учению св. Григория Паламы. Пер. с серб. Б.м., б.г. C.I. Машинопись МДА.

8Полунощница воскресная, I глас, 1 п., I тр.

9
Oikonomia (греч.) - букв. "управление домом", домостроительство, т. е. деятельность Бога в творении. Промысле и спасении мира.

10С. Глаголев. Богословие //Богословская энциклопедия/ Под ред. А.П. Лопухина. Пг., 1903. Т. 3. С. 790.

11Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 82. Сергиев Посад, 1911.

12Вл. Лосский. Вера и богословие // Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата. № 101-104. Париж, 1979. С. 104.

13Там же.

14Здесь и далее поясняющие слова в скобках принадлежат автору пособия.

15Св. Исаак Сирин. Цит. соч. Слово 84 С. 401.

16Св. Исаак Сирин. Цит. соч. Слово 28. С. 131.

17Вл. Лосский. Вера и богословие. С. 105.

18Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Творения. СПб. 1913. Т. 1. Кн. I. Гл. 2. С. 158.

19Св. Исаак Сирин. Цит. соч. Слово 55. С. 271.

20Св. Исаак Сирин. Цит. соч. С. 271.

21Прот. И. Романидис. "Филиокве" // Вестник. РЗЕПЭ Париж, 1981. № 89-90. С. 89.

22Св. Исаак Сирин. Цит. соч. Слово 16. С. 64.

23Там же.

24Блаженный Диадох фотикийский. Подвижническое слово. Гл. 8. // Добротолюбие. ТСЛ. 1992. Т. 3. С. 10.

25Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лестница. Слово 29. Гл. 8. С. 243.

26Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 82.

27Св. Иларий Пиктавииский. О Святой Троице. Кн. 2, § 2.

28Блаж. Диадох. Цит. соч. С. 10-11.

29Св. Григорий Богослов. Слово 27, о богословии первое // Творения. Ч. 3. 3-е изд. М. 1889. С. 5.

30Вл. Лосский. Вера и богословие. С. 101.

31Св. Григорий Богослов. Творения святых отцов в рус. пер. Т. 4. М. 1844. С. 63-64.

32Надеждина А. - Старец Нектарий // Вестник. Париж. 1983. №113. С. 192.

33Митр. Московский Филарет. Собрание мнений и отзывов. М. 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 48.

34Цикута-ядовитое южное растение.

35Л. Успенский. Исихазм и гуманизм-// Вестник. Париж, 1967. № 58. С.110-127.

36Л. Успенский. Исихазм и гуманизм.

37Вл. Лосский. Вера и богословие. С. 106.

38"Синодик в Неделю Православия". Сводный текст с приложениями. Публикация и коммент. Ф. Успенского, Одесса, 1893. С. 14-18. См. также: А. Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. Анафемы на Иоанна Итала. М. 1930. С. 846-848.

39Св. Григорий Богослов. Слово 32 // Творения Ч. 3. С. 119.

40Там же.

41Филарет, архиеп. Черниговский. Православное Догматическое богословие. 3-е изд. СПб., 1882. Ч. 1. С. 4.

42Канон Пасхи.

43Прот. Г. Флоровский. Богословские отрывки // Вестник. Париж,, 1981. № 105-108. С. 185.

44Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты Православной Церкви // БТ М., 1968. Сб. 4. С. 35. 45Св. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С. 55.

46Филарет, архиеп. Черниговский. Цит. соч. С. 2.

47Св. Григорий Богослов. Цит. по: архиеп. Василий. Символические тексты в Православной Церкви // БТ. М. 1968. Сб. 4. С. 35.

48Прот. Г. Флоровский. Дом Отчий//Вестник. Париж, 1982. №109-112 С. 200, 203.

49Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство... Ответ 610. С. 387-388.

50Римо-католический богослов.

51Католики и православные.

52В. Лосскии. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // БТ. М., 1972. Сб. 8. С. 16.

53Гносеомахи - секта, отвергавшая необходимость для христиан всякого познания. Они считали, что не следует изучать Писание, т. е. Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. См.: Св. Иоанн Дамаскин. О ересях // Творения. СПб., 1913. Т. 1. С. 147.

54Митр. Московский Филарет. Слово в день обретения мощей святителя Алексия //Слова и речи. М., 1882, Т.4 С. 148.

55Свящ. А. Шаргунов. Догмат в христианской жизни // Троицкое слово. 1990. № 3. с. 14-25.

56Иеромон. Софроний. Старец Силуан. С.60.

57Св. Кирилл Иерусалимский. Оглашение к новопросвещенным. 4, 2 // Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269.

58Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство... Вопрос 533. С. 342.

59Св. Василий Великий. О Святом Духе, гл. 14, цит. по: еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия. Т. 1. Киев, 1892. С. 32.

60Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. 20, § 1 // Сочинения. 2-е изд. Спб., 1900. С. 331.

61Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 17.

62New Catholic Encyclopedia. New York, 1967. Vol. 4. P.940-944.

63В. Лосский. Предание и предания // ЖМП. 1970. № 4. С. 72.

64Св. Викентий Лиринский. Наставление, 1 п. 722. Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. I. С. 36-37. (Текст Наставления в сокращении опубликован в кн. проф. Н. Чельцова: Древние формы Символа веры. СПб., 1869. С. 152-184).

65Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 1. С. 35-36.

66В. Лосский. Предание и предания. С. 68.

67Там же. С. 67.

68Вторник Пятидесятницы. Стихира утрени на "стиховне" на "Слава, и ныне".

69Прот. Г.флоровский. Богословские отрывки // Вестник. Париж, 1981-1982. № 105-108. С. 193-194.

70Прот. Г. Флоровский. Творение и Искупление. Гл. 11, п. I // Собрание соч. США, 1976. Т. 3, С. 14-20. Машинопись МДА.

71Проф. С.Л. Епифанович. Преподобный Максим и византийское богословие. Киев, 1915. С. 42.

72Проф. И.В. Попов. Конспект лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916. С. 164.

73П. Лепорский. Боговдохновенность// Православная Богословская энциклопедия. М„ 1904. Т. 3. С. 736.

74П. Лепорский. Цит. соч. С. 742.

75Например, Карфагенский Собор 318 г. и Иппонский Собор 393 г. в своих правилах перечисляют все 27 книг Нового Завета; а Лаодикийский Собор 364 г. и Карфагенский Собор 397 г. определяют 39 канонических книг Ветхого Завета. См.: Макарий, архиеп. Харьковский. Введение в Православное богословие. 3-е изд. СПб., 1865. С. 356-363.

76Например, с арианами шла полемика относительно следующих ветхозаветных текстов: Амос 4, 13; Притч. 8, 22, греческий и славянский перевод которых неточен. Ошибка ариан в трактовании указанных мест Писания, в смысле тварности Сына, легко выясняется, если обратиться к еврейскому тексту. См. книгу: К. Лопатин. Учение святого Афанасия Великого о Святой Троице. Казань, 1894. С. 89, 200. См.: Митрополит Московский Филарет (Дроздов). О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания// Прибавления изданию творений святых отцов. М., 1858. 4.17. С. 452-483.

77
Oros, (греч.) — послание догматического характера.

78Крещальные символы, использовались при катехизации и крещении оглашенных.

79Архим. Петр (Л'Юлье). Замечания о Символе веры. // ЖМП. 1969. № 1.С. 75.

80Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 115.

81Архим. Петр (Л'Юлье). Цит. соч. С. 75.

82Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты в Православной Церкви // БТ. М., 1968. Сб. 4. С. 6.

83Подробнее см.: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 1.С. 60.

84Там же.

85Русский текст напечатан в журнале "Воскресное чтение". Киев, 1841. №5. С. 17—21

86Текст см.: архим. Амвросий. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Джорданвиль, 1963. С. 278—283.

87Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты... С. 10.

88Архиеп. Василий (Кривошеин). Цит. соч. С. 10.

89Там же.

90Проф. В.В.Болотов. Цит. соч. СПб., 1910. Т. 2. С. 302.

91Апокрифы имели широкий круг читателей, о чем свидетельствует упоминание о них в древних памятниках. См.: Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 8.

92
Ekklhsia греч. — церковь.

93Климент Александрийский. Строматы, 1, 5. Цит. по: прот. И. Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1988. С. 83.

94Св. Иустин философ. Апология, 1, гл. 20. Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 80.

95Еп. Сильвестр. Цит. соч. Т. 1. С. 99.

96Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 93.

97В учении о Святой Троице он опирается на богословие св. Афанасия Великого и каппадокийцев, а в христологии, преимущественно, — на учение св. Максима Исповедника.

98См. статью: П.А. Черемухин. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии // БТ. М., 1963. Сб. 3. С. 146.

99Там же. С. 148.

100Архиеп. Василий. Цит. соч. С. 18.

101См. Приложение 1.

102Московская Духовная Академия хотя была открыта в 1685 году, но преобразована в научный институт лишь в 1814 г. СПб Духовная Академия, созданная в 1721 г., получила статус Академии только в 1809 г. Казанская Духовная Академия открыта в 1842 г.

103Проф. Н.Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее ис- торическом развитии и новейшем состоянии-Варшава, 1928. С. 3—4.

104Проф. Н.Н. Глубоковский. Цит. соч. С. 4.

105Там же. С. 5—6.

106Там же. С. 6.

107Заинтересованные могут обратиться к указанному труду проф. Н.Н. Глубоковского и книге проф. Г. Флоровского «Пути русского богословия». Париж, 1937.


К оглавлению

Назад

Популярные разделы