Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Догматическое богословие.



Архимандрит Алипий



Примечания




1Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. Стб. 404—405.

2Св. Исаак Сирин. Цит. соч. Слово 71. С. 336.

3Прп. Феодор. Слово умозрительное. Гл. 9—10 // Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т. 3. С. 349.

4Там же. Гл. 13.

5Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 1. С. 157.

6Св. Григорий Богослов. Слово 21 //Творения. Ч. 2. М., 1889. С. 143.

7Св. Василии Великий. Шестоднев. Беседа 1 // Творения, 4-е изд. ТСЛ, 1900. Т. 1. С. 11.

8Проф. И.В. Попов. Конспект лекций по Патрологии. С. 164.

9Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. Кн. 1, гл. III. С. 160—161.

10Св. Григорий Богослов. Слово 28 // Творения. Ч. 3. М. 1889. С. 26.

11Св. Василий Великий. Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 43—44.

12Цит. по: В.Д. Сарычев. Святоотеческое учение о богопознании // БТ.М., 1963. Сб. 3. С. 43.

13Там же. С. 47.

14В.Д. Сарычев. Указ. соч. С. 43.

15Цит. по: Г. Флоренский. Византийские отцы V—VIII вв. Париж,' 1933. С. 192.

16Св. Григории Синаит. Главы о заповедях, догматах... Гл. 25, 26 // Добротолюбие. Т. 5. С. 185.

17Цит. соч. Гл. 130. С. 153; о том же см.: св. Исаак Сирии. Слово 55. С. 264.

18Св. Исаак Сирин. Слово 55, С. 263.

19Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слово 30, 20. С. 248.

20Цит. по: С. Верховской. Бог и человек. Нью-Йорк, 1956. С. 186.

21Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слово 5. С. 58.

22Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 237.

23Св. Исаак Сирин. Слово 71. С. 366.

24Св. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие. С. 104.

25Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие... С. 103.

26Общежительная Саровская Пустынь. М., 1884. 4-е изд. С.20.

27Преп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1914. С. 5.

28В. Лосский. Цит. соч. С. 105.

29Там же.

30
Isicia — греч. «покой». В христианском понимании «исихия» — бесстрастие, абсолютная умиротворенность примиренной с Богом и ближними души.

31Цит. по: Архим. Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. Париж, 1950. С. 325.

32Общежительная Саровская Пустынь. С.21.

33Там же. С. 23.

34Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие. С. 108.

35Св. Григорий Богослов. Слово 20 // Творения. Ч. 2.С. 142.

36Св. Григорий Богослов. Слово 20 // Творения. Ч. 2. С. 142.

37Там же. Слово 55. С. 269.

38В. Лосский. Каппадокийцы //БТ. М., 1984. Сб. 25. С. 162.

39Евномиане были крайним крылом ариан и унили, что Сын Божий не подобен Отцу, т.к. Сын рожден. Их учение было осуждено II Вселенским Собором.

40Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906. Т. 1. С. 364.

41В. Лосский. Догматическое богословие. С. 166.

42Преп. Феодор. Слово умозрительное. Гл. 24—26 //Добротолюбие. Т. 3. С. 355.

43Там же. С. 349.

44В. Лосский. Мистическое богословие. С. 24.

45Св. Григорий Богослов. Слово 38 // Творения. Ч. 3. С..196.

46В. Несмелое. Догматическая система св. Григория Нисского.

47Св. Василии Великий. Письмо 234, к Амфилохию // Творения. М„ 1911. 4.3. С. 283.

48Точно так же, как под познанием человека мы подразумеваем познание не его сущности, а его личности.

49В. Лосский. Паламитский синтез // ВТ. Сб. 8. С. 203.

50В. Лосский. Мистическое богословие. С. 27.

51В. Вениаминов. О житии и богословском наследии святителя Григория Паламы // ЖМП. 1984. № 10. С. 76.

52Цит. по: еп. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Киев, 1877. Ч. 1. С. 237.

53См: В. Вениаминов. Цит. соч. С. 72; В. Лосский. Паламитский синтез // БТ. Сб. 8. С. 196 — 200.

54В. Лосский. Паламитский синтез // БТ. Сб. 8. С. 197.

55Там же. С. 199.

56Там же. С. 200.

57В. Лосский. Мистическое богословие. С. 45.

58Трансцендентный — лат. «запредельный»; имманентный — лат. «присущий».

59Г.М. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV—XX веков. Л., 1987. С. 175.

60Апофатическое отрицание нельзя смешивать с атеистическим отрицанием бытия Бога, т.к. первое равносильно утверждению бесконечного превосходства Божества над тварным миром. См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 4. С. 162.

61Проф. С.Л. Епифанович. Указ. соч. С. 42.

62Проф. С.Л. Епифанович. Цит. соч. С. 42; проф. И.В. Попов. Конспект лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916. С. 195.

63Проф. И.В. Попов. Указ. соч. С. 195.

64Поэтому таинственное богословие называют также апофатическим, хотя на самом деле таинственное богопознание находится за пределами и апофатики, и катафатики.

65Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 1. Гл. IV. С. 162.

66Таинственный «сумрак», о котором говорит Ареопагит, — это символ, указывающий на то, что Бог превышает и свет, и тьму. Ареопагит называет его также «пресветлым сумраком». См.: Г.М. Прохоров. Указ. соч. С. 159.

67Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. Гл. 1. Цит. по: Г.М. Прохоров. Указ. соч. С. 163—165.

68Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. С. 279.

69Проф. С.Л. Епифанович. Указ; соч. С. 43.

70Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 255.

71В. Лосский. Мистическое богословие. С. 25.

72Проф. И.В. Попов. Указ. соч. С. 194.


К оглавлению

Назад

Популярные разделы