Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Православное учение о спасении.

Архимандрит Сергий (Страгородский).



Примечания.



[1] Педагог I, IV. Librarv Clark'a. vol. IV, 135.

[2] “Бог, говорит св. И. Златоуст не только спас но и оправдал и привел к похвале, не нуждаясь в делах наших, а требуя одной веры только (In Rom. Ноm. VII 4. Migne t. LX, 446 стр. 134). “Не говори мне: опять надежды, снять ожидания, опять вера (после крещения). Чрез это спасся ты в начале, это есть единственное вино, принесенное тобою Жениху. Итак соблюди его и храни” (Horn. X1V, 6. Ibid col. 532. Стр. 349). Св. Тихон Задонский: “Прииде Сын Божий грешники спасти, не такие и такие, а всякие, какие бы ни были, только бы покаялись и веровали в пришедшего грешники спасти Ииcyca Христа: и рай им отверзается рукою на кресте, распятого Христа. Покайся убо и ты, грешниче, и веруй во святое и сладчайшее евангелие сие, и без сомнения внидеши с разбойником в рай” (т. IV, стр. 18Х

[3] Василий Великий “Это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностью, но знает что он не имеет праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа (Бес. XX. т. IV, 290). Григорий Богослов “Подлинно, ничего нет богаче благодати. Не нужно тебе, говорит Писание, восходит на небо, чтобы совлечь оттуда Христа, ни сходит в бездну, чтобы вынести Его оттуда из мертвых любопытствуя или о первом естестве или о последнем домостроительстве. Близ ти сказано, глагол есть. Cиe сокровище имеют ум н язык: первый, сели верует последний, если исповедует. Что удобоносимее сего богатства? какой дар легче приобресть? Исповедуй Христа и веруй, что он воскрешен их мертвых; и ты спасешься. Ибо и веровать только есть уже оправдание, исповедывать же и к познанию присоединять дерзновение есть совершенное спасение” (т. III, стр. 156). Григорий Нисский: “Тогда мы за преслушание изгнаны из рая, теперь же верою вселяемся в рай” (in Chtisti resurr. or. IV. Migne. t. XLVI, col. 684. т. VIII, стр. 90). Или еще решительнее: Нельзя быть участником в благах иначе, как если вера во Христа даст вожделенное” (Contra Ennom. Iib. XII. Migfte t. XLV, col. 925. т. VI, 284). Кирилл Александрийский: “Удаляющихся от мирской жизни и демонского владычества, как бы от какой-то Египетской земли, приводить к освящению н надежде на Бога прямой и совершенно краткий путь — вера во Христа и оправдание в Нем (т. 1, 138). Нил Синайский: “В день суда сами будем своими обвинителями, обличаемые собственной совестью. Посему в этой крайности найдем ли иную какую защиту или помощь, кроме одной веры в человеколюбивейшего Господа Христа? Вера сия великая наша защита, великая помощь, безопасность и дерзновение и ответ для соделавшихся — безответными по несказанному множеству грехопадений. Ибо во время нашего борения и безмерного страха, памятование о возлюбленном Владыке, Христе и твердо укоренившаяся и непоколебимая вера в Него, представ подобно некоему благоприветливому, мирному, светлому и кроткому ангелу, отгоняют трепет и стыд, исполняют благодушия, отчужденного делают присным Богу” (т. III, 368 — 369). “И веровать во Христа Спасителя есть оправдание, исповедывать же Его устами — совершенное спасение” (т. II, 261). Киприан, Карфагенский: “Правда стоит верою и отсюда происходит жизнь” (т. II , 18).

[4] У Klее в Dogmatik. Bd. III, 22. Anm.

[5] Стр. 452,

[6] In Rom. Horn. V, 4, т. е. в том самом сочинении, где учит о единой спасающей вере св. И. Златоуст говорит: “Нельзя полагаться на одну веру: на судилище том будут взвешены и дела (Migne t. LX, col. 425. Стр. 83) “Исповедание будет не только верою, но и делами, так что если нет последнего, мы находимся в опасности быть наказанными наряду с отвергающими Господа” (De Anna. III, 5. Migne t. LIV, col. 659. Беседы к Антиохийскому народу, т. II, 64).

[7] Григорий Богослов: Как дело без веры не приемлется, потому что многие делают добро ради славы и по естественному расположению, так и вера без дел мертва есть. И да не льстит вас суетными словесы кто-либо из людей, которые охотно дозволяют все под одним условием чтобы вы приложились к нечестивым учениям и предлагать за худшее худую награду. Итак покажите веру от дел покажите плодородие земли вашей (т. II, 289). Григорий Нисский: в том же Contra Eunom. lib III: “Камни делаются чадами Авраама, когда верою и делами устрояют себе сродство с ним” (Migne t. XLV, 605). “Bеpa требует сопутствия сестры своей доброй жизни, которой да удостоимся по благому произволению и помощи Божией” (De Baptism. Migne t. XLVI, col. 432. т. VII, 450). Кирилл Александрийский: “Как вера без дел мертва есть, так и наоборот мертво совершенно благоукрашение и честность в делах, если при том нет Богопознания и слово, сообразное с благочестием не вселилось в душах наших” (т. III, 88). Кирилл 1ерусалимский: “Авраам оправдался не делами только, но и верою” (Catech. V, 5). Migne t. XXXIII, 512). Нил Синайский : “Любомудрие есть исправление нравов при истинном ведении Сущего” (т. II, 3). “За великую веру и добрые дела вселяется в тебя Дух” (т. III, стр. 115). Феодорит: “Одна вера недостаточна для спасения, но нужны для совершенства и дела” (т. I, 147 — 148). “По пришествии Спасителя спасение приемлют не все, но верующие и жительствующие по Его Божественным законам” (т. VI, 49 — 50). Исидор Пeлyсиоm: Добродетель не будет ли мертва, не одушевляемая верою, как бы душою? И как явится вера, не имея добродетели, которою бы она действовала? Как искусный музыкант, если нет у него лиры, не выкажет своего искусства, так и благочестие, не выказываемое посредством дел как посредством орудий, представляется мертвым и недейственным не только по суду мирских ученых по и по словам Божественных Писаний, ибо сказано: вера без дел мертва есть” (т. III, 237 — 238). Наконец Тихон Задонский: “Не должно заключать по плотскому мудрованию, что когда туне единою верою, а не добрыми делами, получаются благая от Бога, то непотребны и дела добрые. Мнение такое погрешительно. Кто такое мнение имеет, в том и веры нет, понеже где добрых дел нет, тамо и веры нет, которая от добрых дел, как древо от плодов познается... Того ради должно иметь веру и ту добрыми делами засвидетельствовать, да верою получим Божье обетование” (т. II, стр. 350).

[8] Кирилл Иерусал. Catech. V, 10 (Migne. t. XXXI1I, col. 417).

[9] Ириней. Против ересей, кн. III, гл. III, з. Library Clark'a vol. V, pag. 262.

[10] т. II, 179.

[11] Григорий Нисский. Adveps. Maced. XV (Migne t. XLV, col. 1320): Auih esiin h morjh iou cata io musihrion memorjwmenou

[12] И. Златоуст In loan. Horn. LXXXII, 1 (Migne. t LIX, 443).

[13] т. II, 341.

[14] У Klee. Dogmatik. Bd. III, 22. Anm. In dicta Pauli: nolo vos ignor...

[15] Ефрем Сир. cл. 41 на еретиков т. III, 77.

[16] Толкование на Ис. IX, 1 — 7. т. II. 257 — 258.

[17] т. III, 10. Ср. стр. 64; 147.

[18] Размышление XII. т. 1, 197.

[19] Об истиннном Христианстве 283. т. III, 11.

[20] Об истинном Христианстве. § 283. т. III, 15.

[21] И. Златоуст На 1-е послание к Фессал. Бес. IX, 4. Стр. 151.

[22] На Иоан. Бес. XXVIII, 3. I, 325.

[23] На послание к Кол. Бес. II, 4. стр. 30.

[24] И. Златоуст In Genes. Hom. XIX, I. Migne t. LIII, 158. т. I, 327.

[25] Толкование на Лук. VIII, 50. т. IV, 503.

[26] Письма, кн. IV, 25. т. III, 416.

[27] In Math. Hom. X, 2. Migne. t. LVII, 186. т. I, 173.

[28] Сл. 141. 4. т. V, 217 — 218.

[29] Об истинном Христианстве § 340. т. III, 125.

[30] Нил Синайский. Письма, кн. II, 218. т. III, 127.

[31] И. Златоуст на послание к Евр. Бес. ХХIII, I. Сир. 356.

[32] Нил Синайский. Письма, кн. II, 218 т. III, 127.

[33] Hom. XXXVII, 20. Migne. t. XXXIV, 708. Стр. 292-293.

[34] Подвижнические уставы гл. I. т. V, 354. Migne t. XXXI. 1337.

[35] De Lazaro VI, 9. Migne. t. XLVIII, 1041. К Антиох. нар. т. I. 185.

[36] Тихон Задон. Письма келейные 11. т. V, 8.

[37] Григорий Нисский. Advers. Maced. XIX. Migne t. XLV, 1325. т. VII, 48.

[38] Против ересей, кн. IV. гл. VI, 2. Library Clark'a. vol. V, 389

[39] На 1 Тим. Бес. II. Стр. 25-26.

[40] Сл. 49. стр. 265 — 266.

[41] Сокровище духовное п. 139. т. IV. 348.

[42] Слово в день Успения т. I, 69.

[43] Об истинном Христианстве 283. т. III, 14.

[44] Ibid. стр. 15,

[45] Исаак Сирин. Сл. 85. стр. 493.

[46] Ефрем Сирин. Сл. 152, 12. т. VI^ 361-3^.

[47] О поклонении в духе, кн. 6 т. I, 291.

[48] Сл. 6. т I, 124-I25.

[49] К Египетским монахам поуч. 25-е т. II, 186.

[50] Сокровище духовное, и. 77. т. IV, 150.

[51] In Math. Hom. XXXIII, 2. Migne. t. LVII, 390. т. II, 77.

[52] Климент Александрийский. Строматы. кн. II, гл. XII. Library Clark'a. vol. XII, 34.

[53] Кирилл Иepyc. Catech. V, 4. Стр. 75. Migne. t. XXXIII, 509.

[54] т. III, 368 — 369.

[55] Об истинном Христианстве. § 283. т. III, 15.

[56] Климент Алекс. Строматы. кн. V. гл. XIII. Library Clark a. vol. XII, р. 272.

[57] Catech. II, 3. Migne t. XXXIII, 385. стр. 26

[58] Catech. XV, 26.

[59] Epist. II. Migne. t. XXXIV, 420. Стр. 438.

[60] Сокровище духовное, п. 139 т. IV, 348.

[61] Кирилл Алекс, т. VI, 44.

[62] Христ. Чтение. 1838 г. т. I, 81.

[63] Письма к одному лицу. Стр. 99.

[64] Стр. 183.

[65] Наставление монахам т. V, 63 — 64.

[66] Против ересей, кн. V, гл. XI, 1. Library Clark'a. vol. IX, 81.

[67] т. IV, 119.

[68] Ibid. 34.

[69] Сл. 30. Стр. 165.

[70] Весьма хорошо и правильно представлено это сосредоточенное значение веры преосв. Феофаном во второй части его “Начертания Христианского нравоучения”. Смысл жизни, так сказать, ее основная пружина полагается здесь в постоянном видении Бога, в сознании своего духовного союза с Ним. Это предполагает некоторую степень нравственного развития, и в свою очередь служить родником, из которого рождается все разнообразие духовной жизни.

[71] Акафист Пресвятой Богородице

[72] Сл. 127. т. V, 104.

К оглавлению

Назад

Популярные разделы