Послание к Евреям

Глава 1.

1 Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках,

2 в эти дни последние говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры.

3 Сын, будучи излучением славы и отпечатком сущности Его, и держа всё словом силы Своей, совершив очищение грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах,

4 сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя.

5 Ибо кому когда Бог сказал из ангелов: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя? и еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?

6 А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: И да поклонятся Ему все ангелы Божий.

7 И, если об ангелах Он говорит: Делающий ангелов Своих ветрами[a] и служителей Своих пламенем огня, -

8 то о Сыне: Престол Твой, Боже, во век века, и: скипетр правоты есть скипетр Царства Его.

9 Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно перед общниками Твоими.

10 и: Ты в начале. Господи, основал землю, и дела рук Твоих - небеса:

11 они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают,

12 и, подобно одеянию. Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты - один и тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из ангелов Бог сказал: Сядь по правую Мою сторону, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение для имеющих наследовать спасение?

Глава 2.

1 Поэтому мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением.

2 Ибо если сказанное чрез ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние,

3 как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него,

4 что Бог и засвидетельствовал знамениями и чудесами и различными силами и раздаяниями Духа Святого по Своей воле?

5 Ибо не ангелам подчинил Он будущую вселенную, о которой мы говорим.

6 Но где-то некто засвидетельствовал, говоря: Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человека, что Ты посещаешь его?

7 Умалил Ты его ненадолго пред ангелами, славой и честью увенчал его,

8 всё подчинил под ноги его. Ибо тем, что Он подчинил ему всё, Он ничего не оставил неподчинённым ему. Теперь же мы еще не видим, чтобы ему всё было подчинено.

9 Но Того, Кто был ненадолго умалён пред ангелами, Иисуса, мы видим увенчанным славой и честью чрез претерпение смерти, так что по благодати Божией за каждого Он вкусил смерть,

10 Ибо подобало Ему, чтобы Он, для Которого всё, и чрез Которого всё, многих сынов приводя в славу, Начальника их спасения совершил чрез страдания,

11 Ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями,

12 говоря: Возвещу имя Твое братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: Вот Я и дети, которых Мне дал Бог.

14 Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола,

15 и освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству.

16 Ибо, несомненно, Он не ангелов воспринял, но семя Авраамово воспринял Он.

17 Поэтому Он должен был во всём быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может помочь искушаемым.

Глава 3.

1 Поэтому, братья святые, общники небесного звания, воззрите на Посланца и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса,

2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей, во всём доме Его.

3 Ибо Он был удостоен большей славы по сравнению с Моисеем, поскольку построивший дом имеет большую честь, чем сам дом.

4 Ибо всякий дом имеет строителя, а строитель всего - Бог.

5 Ибо если Моисей верен во всем доме Его, как служитель для свидетельства о том, что должно было быть сказано,

6 то Христос, как Сын - над домом Его. И дом Его - мы, если сохраним твёрдыми до конца дерзновение и похвалу надежды.

7 Поэтому, как говорит Дух Святой: Сегодня, если услышите голос Его,

8 не ожесточите сердец ваших, как при возмущении в день искушения в пустыне,

9 где искусили Меня отцы ваши, подвергнув испытанию, и видели дела Мои

10 сорок лет. Поэтому Я вознегодовал на этот род и сказал: всегда они заблуждаются сердцем; и они не познали путей Моих.

11 И так Я поклялся в гневе Моем: не войдут они в покой Мой.

12 Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверующего и не отступил он от Бога Живого,

13 но увещайте друг друга каждый день до тех пор, пока говорится "сегодня", чтобы не был ожесточён кто на вас обольщением греха.

14 Ибо мы сделались общниками Христа, если только основу нашей уверенности мы сохраним твёрдой до конца,

15 по сказанному: Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших, как при возмущении.

16 Ибо кто, услышав, возмутились? Не все ли вышедшие из Египта благодаря Моисею?

17 На кого негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18 Кому поклялся Он, что не войдут в покой Его, как не оказавшим непокорность?

19 И мы видим, что не могли они войти из-за неверия.

Глава 4.

1 Итак будем опасаться, пока еще остается обещание войти в покой Его, чтобы не подумал кто из вас, что он опоздал.

2 Ибо Евангелие нам было проповедано, как и им; но не пошло им на пользу слово слышанное, не соединившееся с верою у слышавших,

3 Ибо входим в покой мы, уверовавшие, как Он оказал: Я поклялся в гневе Моем: не войдут они в покой Мой, хотя дела Его были совершены от основания мира.

4 Ибо где-то сказал Он о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих;

5 и там же еще: не войдут они а покой Мой.

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде было проповедано Евангелие, не вошли за непокорность, -

7 Он снова определяет некий день: "сегодня", говоря чрез Давида после столь долгого времени, как выше сказано: Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших.

8 Ибо, если бы Иисус Навин даровал им покой, Бог не продолжал бы говорить о другом дне после этого.

9 Значит, остается субботство для народа Божия.

10 Ибо вошедший в покой Его и сам почил от дел своих, как Бог - от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой этот, чтобы кто не пал, последовав тому же примеру непокорности.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные.

13 И нет твари скрытой пред Ним, но всё обнажено и открыто пред глазами Его. Ему дадим отчет.

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания.

15 Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха.

16 Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2 могущий снисходить незнающим и заблудшим, потому что и сам обложен немощью,

3 по причине которой он и должен, как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И человек не сам усваивает себе эту честь, но призываемый Богом так, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: Ты - Сын Мой, Я сегодня родил Тебя;

6 как и в другом месте Он говорит: Ты - Священник вовек по чину Мелхиседека.

7 Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Свое благоговение,

8 хотя и Сын, страданиями научился послушанию,

9 и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного,

10 от Бога провозглашенный Первосвященником по чину Мелхиседека.

11 Об этом надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, так как вы стали туги к слышанию.

12 Ибо, хотя вы и должны быть, судя по времени, учителями, вы снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и вам нужно стало молоко, а не твёрдая пища.

13 Ибо всякий, питаемый молоком, неиспытан в слове праведности, потому что он младенец.

14 Для совершенных же имеется твердая пища: их чувства навыком приучены к различению как добра, так и зла.

Глава 6.

1 Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога,

2 учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном.

3 И мы это сделаем, если только позволит Бог.

4 Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого

5 и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века,

6 и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор.

7 Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих её, получает благословение от Бога,

8 а производящая тернии и репейник - негодна и близка к проклятию, и конец её - сожжение.

9 Но, хотя мы так и говорим, возлюбленные, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению,

10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыты дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11 Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды,

12 чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания.

13 Ибо Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой,

14 говоря: истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя.

15 И тик долготерпением Авраам достиг обещания.

16 Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва.

17 Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой,

18 чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду,

19 которая для души есть словно якорь, и надёжный, и твёрдый, и проникающий внутрь за завесу,

20 куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека.

Глава 7.

1 Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его,

2 которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира,

3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4 Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих.

5 А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, -

6 тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание.

7 А совершенно бесспорно, меньшее благословляется большим.

8 И здесь десятину берут смертные люди, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив.

9 И можно сказать, что и Левий, взимающий десятину, чрез посредство Авраама дал десятину:

10 ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек.

11 Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство - ибо оно является основанием Закона для народа, - какая была бы еще нужда восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона ему именоваться?

12 Ибо с переменой священства необходима бывает и перемена Закона.

13 Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не служил жертвеннику.

14 Ибо известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священников.

15 И это еще яснее видно, если по подобию Мелхиседека восстает священник иной,

16 который стал им не по Закону заповеди плотяной, но по силе жизни непрестающей.

17 Ибо засвидетельствовано: Ты Священник вовек по чину Мелхиседека.

18 Ибо происходит и отмена прежней заповеди, вследствие её немощи и бесполезности -

19 ибо Закон ничего не довёл до совершенства, - и введение новой надежды, чрез которую мы приближаемся к Богу.

20 И поскольку не без клятвы - ибо те стали священниками без клятвы,

21 а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему: клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек, -

22 постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус.

23 И тех священников было много, потому что смерть мешала им пребывать.

24 Он же, как пребывающий вовек, имеет священство непереходящее.

25 Поэтому Он и может всесовершенно спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся Себя Самого.

28 Ибо Закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного.

Глава 8.

1 В том же, о чем говорится, главное есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел по правую сторону престола Величества на небесах,

2 как служитель святилища и скинии истинной, которую поставил Господь, а не человек,

3 Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; поэтому нужно, чтобы и у Него было, что принести.

4 Итак, если бы Он был на земле, Он не был бы и священником, потому что есть приносящие дары по Закону,

5 которые служат отображению и тени небесного согласно тому, как было указано Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, говорит Бог, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе.

6 Теперь же Он получил тем отличнейшее служение, чем лучшего Он посредник завета, который узаконен на лучших обещаниях.

7 Ибо, если бы тот первый завет был безукоризнен, не искали бы места другому.

8 Ибо, укоряя тех, Он говорит: Вот приходят дни, говорит Господь, и заключу с домом Израиля и с домом Иуды завет новый:

9 не как тот завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в завете Моем, и Я пренебрёг ими, говорит Господь.

10 Ибо это завет, который я заключу с домом Израиля, после дней тех, говорит Господь, вложу законы Мои в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, и они будут Моим народом.

11 И не будет учить каждый соплеменника своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все будут знать Меня от мала до велика среди них;

12 потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их не вспомню более.

13 Говоря "новый", Он показал ветхость первого: а ветшающее и стареющее близко к исчезновению.

Глава 9.

1 Итак и первый завет имел постановления о богослужении, и святилище принадлежащее к этому миру.

2 Ибо устроена была скиния первая, в которой были и светильник, и стол, и хлебы предложения: она называется "Святое".

3 А за второй завесой скиния, называемая , .Святое Святых",

4 имеющая золотой кадильный жертвенник и ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом, и в нем сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший и скрижали завета,

5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище, о чём не время говорить подробно.

6 При таком устройстве, в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение,

7 но во вторую - один раз в год только первосвященник не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа.

8 Этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока существует первая скиния.

9 Она есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу:

10 это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями, наложенные до времени исправления.

11 Христос же, придя, как Первосвященник будущих [b] благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения,

12 и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, - вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление.

13 Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением осквернённых освящает к чистоте плоти, -

14 тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому.

15 И поэтому Он есть посредник Нового Завета, чтобы после смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных при первом завете, призванные получили обещанное вечное наследие.

16 Ибо, где завещание, [c] там необходимо установление смерти завещателя.

17 Завещание ведь действительно при наличии мёртвых, потому что оно никогда не имеет силы, пока жив завещатель.

18 Потому и первый завет не утвержден без крови.

19 И действительно, когда Моисей огласил по Закону каждую заповедь всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью багряной и иссопом, окропил, как самую книгу, так и весь народ,

20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21 И окропил также кровью скинию и все сосуды богослужебные.

22 И по Закону почти всё освящается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное - жертвами лучшими.

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, отображение истинного, но в самое небо, чтобы теперь предстать за нас пред лицом Божиим;

25 не для того, чтобы многократно приносить Себя, подобно как первосвященник входит ежегодно с кровью чужой:

26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Теперь же, в конце веков. Он явился один раз для устранения греха жертвою Своею.

27 И, как положено людям один раз умереть, а после этого - суд, -

28 так и Христос, будучи принесён один раз, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его ко спасению.

Глава 10.

1 Ибо Закон, имея тень будущих благ, не самый образ вещей, никогда не может одними и теми же жертвами, которые из года в год постоянно приносятся, сделать приступающих совершенными.

2 Иначе, разве не перестали бы их приносить, потому что совершающие это служение, будучи раз навсегда очищены, не имели бы уже никакого сознания грехов?

3 Но этими жертвами напоминается о грехах из года в год.

4 Ибо невозможно, чтобы кровь быков и тельцов уничтожала грехи.

5 Поэтому Христос, входя в мир, говорит: Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне;

6 всесожжения и жертвы за грех не были Тебе благоугодны.

7 Тогда Я сказал: вот, Я пришел, - в книжном списке написано о Мне - чтобы исполнить. Боже, волю Твою.

8 Говоря сперва: жертв и приношений и всесожжений и жертвы за грех Ты не восхотел и Тебе они не были благоугодны, (те, что по Закону приносятся), -

9 Он затем прибавил: вот, Я пришел, чтобы исполнить волю Твою. Он отменяет первое, чтобы установить второе.

10 По этой-то воле мы освящены принесением тела Иисуса Христа раз навсегда.

11 И, тогда как каждый священник изо дня в день стоит, служа и принося много раз одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов, -

12 Он, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел по правую сторону Бога,

13 ожидая затем, пока не будут положены враги Его в подножие ног Его.

14 Ибо Он одним приношением сделал навсегда совершенными освящаемых.

15 Свидетельствует же нам и Дух Святой; ибо после того, как Он сказал:

16 Это завет, который Я заключу с ними, после дней тех, говорит Господь; вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, (Он говорит:)

17 и грехов их и беззаконий их не вспомню более.

18 А там, где отпущение грехов, нет уже и приношения за грех.

19 Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса,

20 путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

21 и имея Священника великого над домом Божиим, -

22 будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой.

23 Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший;

24 и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам,

25 не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День.

26 Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, - то не остается уже жертвы за грех,

27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

28 Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей;

29 насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив её как святыню и оскорбив Духа Святого,

30 Ибо мы знаем Того, Кто сказал: Мне отмщение, Я воздам; и еще: будет судить Господь народ Свой.

31 Страшно впасть в руки Бога Живого!

32 Вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания,

33 то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии:

34 ибо вы и узникам [d] сострадали и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее.

35 Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

36 Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

37 Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит.

38 Но праведный Мой верою жив будет, и, если отступит, не благоволит душа Моя к нему.

39 Мы же не люди отступления к погибели, но люди веры к приобретению души.

Глава 11.

1 Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим.

2 Ибо чрез неё получили доброе свидетельство древние,

3 Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое.

4 Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, чем Каин; ею получил свидетельство, что он праведен: о дарах его свидетельствовал Бог; и ею по смерти он продолжает говорить.

5 Верою Енох был переселен так, что не видел смерти, и не находили его, потому что переселил его Бог. Ибо до переселения своего он получил свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры невозможно угодить: ибо приходящий к Богу должен уверовать, что Он есть и ищущим Его Он воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, построил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он мир и стал наследником праведности по вере.

8 Верою Авраам повиновался призванию выйти в страну, которую он имел получить в наследие, и вышел, не зная, куда он идет.

9 Верою он поселился пришельцем в земле обетованной, как чужой, живя в шатрах, с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания.

10 Ибо он ожидал града, имеющего твердые основания, и которого художник и строитель Бог.

11 Верою и сама Сарра получила силу к принятию семени и не по времени возраста, потому что она почла верным Обещавшего.

12 Потому и от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звёзд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13 В вере умерли они все, не достигши исполнения обещаний, но издали их видели и приветствовали и исповедали, что они чужие и пришельцы на земле.

14 Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15 И, если бы они вспоминали о том отечестве, из которого вышли, они имели бы время вернуться.

16 Но на самом деле они стремятся к лучшему, то есть к небесному. Потому Бог не стыдится их, чтобы называть Себя их Богом: ибо Он приготовил им град.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и получивший обещания приносил единородного;

18 ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя.

19 Он рассудил, что силен Бог и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его обратно в предзнаменование.

20 Верою, и для будущего, благословил Исаак Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха.

22 Верою Иосиф, при кончине, упомянул об исходе сынов Израилевых и заповедал о костях своих.

23 Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими, потому что увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.

24 Верою Моисей, отав взрослым, отказался называться сыном дочери фараона,

25 предпочтя страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом,

26 поношение Христово почтя большим богатством, чем сокровища Египта: ибо он взирал на воздаяние.

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись ярости царя: ибо он, словно видя Невидимого, был твёрд.

28 Верою совершил он Пасху и кропление кровью, чтобы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне были поглощены.

30 Верою пали стены Иерихона по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница не погибла с непокорными, приняв разведчиков с миром.

32 И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Бараке, Самсоне, Иеффае и Давиде и Самуиле и о пророках,

33 которые чрез веру покорили царства, творили правду, достигли обещаний, заградили уста львов,

34 угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, отразили полки чужих.

35 Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения.

36 Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключение,

37 были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания:

38 те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и отверстиям земли.

39 И все они, получив доброе свидетельство чрез веру, не вошли в обладание того, что было обещано,

40 потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще,

2 взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел по правую сторону престола Божия.

3 Подумайте о Претерпевшем от грешников такое Себе противоборство, чтобы не обессилеть вам, изнемогая в душах ваших.

4 Вы еще не до крови сопротивлялись, подвизаясь против греха,

5 и забыли то увещание, которое обращено к вам, как к сынам: Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним и не изнемогай, когда Он обличает тебя;

6 ибо Господь, кого любит, того наказывает, и бьет Он каждого сына, которого Он принимает.

7 Терпите для вашего исправления: как с сынами, поступает с вами Бог. Ибо где тот сын, которого не наказывает отец?

8 Если же вы остаетесь без наказания, которое обще всем, то вы - незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, если мы имели плотских наших отцов, которые нас наказывали, и мы их уважали, не гораздо ли более будем мы подчиняться Отцу духов, чтобы жить?

10 Ибо те для немногих дней наказывали нас по своему усмотрению, Он же - для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в Его святости.

11 Всякое же наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но впоследствии оно приносит мирный плод праведности тем, которые чрез него были научены.

12 Поэтому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени,

13 и прокладывайте прямые тропы для ног ваших, чтобы хромающее не совратилось, а лучше было бы исцелено.

14 Ищите мира со всеми и освящения, без которого никто не увидит Господа,

15 наблюдая, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, выростая, не причинил вреда, и чтобы им не были осквернены многие,

16 чтобы не было какого блудника или далекого от Бога, как Исав, который за одно блюдо продал свое первородство.

17 Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он был отвергнут: ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его.

18 Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре,

19 ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова.

20 Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями.

21 И, тик страшно было это явление, что Моисей сказал: я - в страхе и трепете.

22 Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании,

23 и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства,

24 и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.

25 Смотрите, не отвергните Говорящего. Ибо, если не избежали наказания те, которые отвергли возвещавшего на земле, - то тем более мы, которые отвращаемся от Того, Который о небес;

26 тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря: еще раз Я потрясу не только землю, но и небо.

27 А слова "еще раз" указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое.

28 Поэтому, принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати, [e] и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом,

29 потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

Глава 13.

1 Братолюбие да пребывает.

2 Гостеприимства не забывайте, ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам.

3 Вспоминайте об узниках, как бы с ними вместе заключенные, о страждущих, как бы и сами находящиеся в теле.

4 Брак да будет честен во всём, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев будет судить Бог.

5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть; ибо Он Сам сказал: Я тебя не оставлю и тебя не покину,

6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь; что сделает мне человек?

7 Помните начальников ваших, которые говорили вам слово Божие: взирая на исход их жизни, подражайте их вере.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки - Тот же.

9 Не давайте себя увлекать учениями различными и чуждыми; ибо хорошо, чтобы сердит укреплялись благодатью, не яствами, от которых предавшиеся им не получили пользы,

10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права вкушать служащие скинии.

11 Ибо тела животных, кровь которых первосвященником вносится во святилище в жертву за грех, сжигаются вне стана.

12 Поэтому и Иисус, чтобы освятить народ Своей собственной кровью, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.

14 Ибо мы не имеем постоянного града, но ищем будущего.

15 Поэтому будем всегда приносить чрез Него Богу жертву хвалы, то есть плод уст, славящих имя Его.

16 А благотворительности и общения не забывайте: ибо такие жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь начальникам вашим и будьте им покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как имеющие дать отчет, чтобы они это делали с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас не полезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, во всём желая вести себя хорошо.

19 Особенно же прошу это делать, чтобы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мёртвых великого Пастыря овец кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса,

21 да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное пред Ним чрез Иисуса Христа, Которому слава во веки веков, аминь.

22 Прошу вас, братья, примите с терпением это слово увещания, ибо я и написал вам вкратце.

23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден. Я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24 Приветствуйте всех начальников ваших и всех святых. Приветствуют вас те, которые из Италии.

25 Благодать со всеми вами.


[a]См. сноску к Ин. 3:8.

[b]По некоторым древним рукописям: "нынешних".

[c]Одно и то же греческое слово означает "завещание" и "завет".

[d]В некоторых древних рукописях: "моим узам".

[e]Другой возможный перевод: "иметь благодарность".


Популярные разделы