Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Лжесвидетели

Краткая история Общества

Свидетелей Иеговы.



Герман (Дворцов)

Глава 2

Организатор

    После смерти Ч. Т. Рассела президентом основанного им общества стал Джозеф Франклин Рутерфорд. Он родился 8 ноября 1869 года в графстве Морган, штат Миссури, США, в семье баптистов. Его родители желали, чтобы их сын был юристом, и Джозеф одно время оправдывал их надежды. Он окончил юридический колледж, а затем еще два года проходил практическое обучение в суде. В 1889 году Дж. Рутерфорд получил должность судебного секретаря, а через два года был допущен к адвокатуре (19, 53).

    1894 год в жизни Дж. Рутерфорда был отмечен встречей с активистами Общества Сторожевой Башни. После приобретения у них трех томов «Исследований Писаний» он заинтересовался учением Рассела и совместно с женой начал изучать новые теологические доктрины.

    С 1906 года Рутерфорд полностью отдает себя Обществу Сторожевой Башни. Он становится юридическим советником Общества, выступает с публичными проповедями и руководит защитой Рассела на многочисленных судебных процессах. Рутерфорд становится одним из ближайших помощников и доверенных лиц президента Общества Сторожевой Башни. Узнав о смерти Рассела, он организует его похороны и в январе 1917 года избирается президентом.

    После смерти Ч. Т. Рассела среди Исследователей Библии начался период разброда и шатаний. В 1917 году под редакцией Дж. Ф. Рутерфорда издается 7-й посмертный том «Исследований Писаний», озаглавленный «Завершение Тайны». Многие положения этой книги вызвали разногласия в штаб-квартире Общества. «...эта книга послужила проверкой на преданность Исследователей Библии видимому каналу (Рутерфорду? - Г. Д.), которым пользовался Иегова» (СБ 15.05.1995. - С. 21).

    К тому же Рутерфорд объявил, что ожидавшаяся в 1914 году «битва великого дня» уже произошла, но на небе, а Сатана и его ангелы в том же году якобы были низринуты на землю . 1918 год был объявлен как год светопреставления (18, 41).

    Обеспокоенные такой позицией Рутерфорда, некоторые члены правления Общества предложили ограничить полномочия президента и расширить права правления. Разъяренный Рутерфорд начал чистку высшего состава организации. Четыре директора Общества были смещены со своих постов и изгнаны из рядов Исследователей Библии. Впоследствии ими были основаны секты «Миссионерское движение мирян» и «Ассоциация начавших изучать Библию», в состав которых сразу же вошло около 4000 Исследователей Библии, недовольных политикой нового президента. Члены этих сект считали себя единственными верными последователями Рассела и обвиняли Рутерфорда в искажении учения покойного пастора (18, 39).

    В мае 1918 года против Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов было возбуждено уголовное дело. Публикации Общества, в которых провозглашалось скорое уничтожение мировых правительств, были восприняты правоохранительными органами США и Канады как призыв к изменению существующего государственного строя. Штаб-квартира Исследователей Библии была опечатана, а восемь членов правления во главе с Дж. Рутерфордом - арестованы. Через девять месяцев в марте 1919 года, они были выпущены на свободу, а в 1920 году все предъявленные обвинения были официально сняты (19, 55).

    Шок, вызванный явной несправедливостью властей к Обществу Сторожевой Башни, привел к тому, что Дж. Рутерфорд начал рассматривать арест и освобождение членов правления как проявление войны между Иеговой и сатаной. 1918 год в представлениях Свидетелей Иеговы приобрел эсхатологическое звучание и считается годом, когда Иегова пришел в «...великий духовный храм... для суда» (СБ 1.12.1992. - С. 13).

    Тогда же Рутерфорд начал разрабатывать концепцию жестко структурированной «теократической организации». Он начал постепенно изгонять из Общества неугодных ему руководителей. Тюремное заключение сплотило членов правления в тесную группу.

    «Однако даже эта группа нуждалась в очищении. Некоторые из тех, кто присоединился к этим людям, оказались врагами веры, и от них необходимо было освободиться» (СБ 1.12.1992. - С. 14).

    Вообще же борьба Рутерфорда с «врагами веры» среди руководства Общества продолжалась почти до самой его смерти.

    Поскольку некоторые оппоненты Рутерфорда участвовали в издании журнала «Сторожевая Башня», президент распустил его редакционный комитет и поставил журнал под свой личный контроль. Тогда же, в 1919 году, он начал выпуск второго журнала Общества - «Золотой Век» (сейчас - «Пробудитесь!») (18, 39).

    Что же касается пророчеств о близком Армагеддоне , ставших неотъемлемой частью учения Исследователей Библии, они не заставили себя долго ждать. После выхода из тюрьмы в изданных комментариях на «Исследования Писаний» Рассела Дж. Рутерфорд заявил:

«Плотские отступники от христианства будут абсолютно отброшены. Никто из них не уцелеет в разрушающей мир всеобъемлющей анархии осенью 1920 года» (Цит. по 13, 73).

    По истечении этой даты внимание было обращено на 1921 год (18, 41).

    Но наибольший размах получила пропагандистская кампания Общества Сторожевой Башни, связанная с 1925 годом.

    «С 1918 года во многих местах читался доклад на тему «Миллионы теперь живущих никогда не умрут!» (7, 10).

    Сам Рутерфорд зачитал этот доклад (видимо, откорректированный) на национальном съезде в г. Сидар-Пойнт, штат Огайо, в 1922 году. В ходе доклада он «...ярко показал, что в 1914 году, в конце времен народов, «Царь славы» принял на себя великую власть и начал править» (СБ 1.05.1994. - С. 17).

    Эта идея широко распространяется Свидетелями Иеговы до сих пор. Но они почему-то не любят вспоминать о том, что Ч. Т. Рассел относил «невидимое пришествие Христа» к 1874 году. Еще более короткой их память оказывается в отношении «откровения» Рутерфорда в этом же докладе. Он утверждал: «Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, а земная фаза Царства Мессии придет в 1925 году... Мы несомненно можем ожидать, что 1925 год будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и других преданных Богу, пророков старого времени. Согласно обещанию Бога, они будут воскрешены из мертвых» (Millions Now Living Will Never Die, Brooklyn. WTB&TS. 1920. - Р. 89. Цит. по 10, 66).

    Эти откровения Рутерфорда были приняты с восторгом. Для их распространения в 1923 году на острове Статен - одном из пяти округов Нью-Йорка - началось строительство мощной радиостанции WBBR, которая ежедневно стала транслировать речи Рутерфорда для жителей США и Канады, а позже - и всего мира (СБ 1.08.94. - С. 24). Началась активная пропагандистская кампания, которая привела к очень быстрому росту рядов Исследователей Библии. Только за 1925 год он составил 43% (18, 41).

    Исследователи Библии представляли Армагеддон некой «социальной революцией» (СБ 15.05.1995. - С. 18), сопровождающейся сверхъестественными событиями. Но ни пришествия Христа, ни воскрешения ветхозаветных пророков и всех умерших, ни «социальной революции», в ходе которой последователи Рассела и Рутерфорда должны были стать членами Божьего Царства, в 1925 году не произошло. Поэтому уже в 1926 году более 50% членов Общества Сторожевой Башни порвали отношения с этой организацией (18,41).

    Нужна была новая идея, способная отвлечь внимание рядовых членов Общества от постыдного провала, и эта идея быстро нашлась. Почти 50 лет своей истории Исследователи Библии не придавали особого значения одному из имен Бога (кстати, искаженному) - Иегова. Основная их деятельность определялась как «возвращение Царя и Его Царства» (СБ 1.05.1994. - С. 26) и была связана с именем Иисуса Христа. С 1926 года главной задачей членов Общества Сторожевой Башни «стало возвещать имя Бога Иеговы».

    «Начиная с 1927 года старейшины, которые не признавали эту библейскую обязанность были смещены» (СБ 1.05.1994. - С. 26).

    Одновременно проводились мероприятия, поддерживающие веру рядовых верующих в то, что конец мира совсем близок. В 1930 году в курортном городе Сан-Диего, штат Калифорния, на берегу Тихого океана строится роскошная вилла, названная «Домом князей». В ней, по заверениям Рутерфорда, поселятся библейские пророки после своего воскресения. Но, чтобы вилла не пустовала в ожидании воскреснувших праведников, в ней поселился сам Рутерфорд. Теплую часть года проводил в Нью-Йорке, а холодную - в Сан-Диего. В 1948 году эта вилла, ставшая символом несбывшихся пророчеств, втихомолку была продана (12, 32).

    Выступая 13 января 1935 года по радио (речь транслировалась по всему миру 103 радиостанциями), Рутерфорд сообщил, что до «битвы великого дня» осталось всего несколько месяцев, и призвал всех людей, желающих спасти свои жизни, стать членами возглавляемой им организации (10, 68).

    В 1938 году в брошюре «Посмотри фактам в глаза и познай единственную дорогу спасения» Рутерфорд советовал своим юным последователям не вступать в брак до ожидаемого вскоре светопреставления, а соединить свои руки уже в грядущем Царстве Христа. Он писал:

«Было ли бы это согласовано со Священным Писанием, если бы Свидетели Иеговы вступали в брак сейчас и начали рожать детей? Нет! - находим ответ в Священном Писании... Библия подтверждает, что наполнение земли людьми должно произойти не перед, а после Армагеддона... Лучше было бы Свидетелям Иеговы подождать пару лет, пока пройдет огненная буря Армагеддона. Было бы очень приятно после нее вступать в брак» (Цит. по 12, 38).

    С конца 20-х годов в Обществе Сторожевой Башни начали происходить организационные изменения. Дж. Ф. Рутерфорд, устранив из руководства возглавляемого им Общества своих оппонентов, начал осуществлять построение теократической организации.

    В конце 20-х годов «...были назначены разъездные представители Общества, пилигримы, чтобы осуществлять региональное служебное руководство» (СБ 1.05.1994. - С. 26).

    Этим Дж. Рутерфорд усилил контроль центра за местными отделениями Общества.

    На проходившем в 1931 году конгрессе в г. Колумбус, штат Огайо, «Исследователи Библии» изменили свое название и стали именоваться «Свидетелями Иеговы» (СБ. 15.05.1995. - С. 22).

    Чтобы как можно больше отличаться от «ложной религии» (так Свидетели Иеговы называют христианство), в конце 20-х годов они отказались от празднования Рождества Христова, а вскоре - и от празднования дней рождений вообще. В 1936 году - отказались от изображения креста, утверждая, что Христа распяли на столбе (!) (СБ 15.05.1995.С. 19-20)[1].

    При построении «теократической организации» Рутерфорд явственно столкнулся с проблемой выборности старейшин местных собраний. Традиция избирать старейшин была достаточно почтенной - ее установил еще сам Ч. Т. Рассел. Но она противоречила «теократическим» идеям Дж. Рутерфорда, и вот, в 1932 году президент Общества требует, чтобы все старейшины местных собраний назначались сверху. Среди Свидетелей Иеговы началась смута, достигшая самых верхов организации. Чтобы не допустить нового раскола, было принято компромиссное решение - выборные старейшины заменялись назначаемыми служебными комитетами, а служебный руководитель местного собрания - избирался. В течение нескольких последующих лет оппоненты Рутерфорда на местах были тихо отстранены от дел, и с 1938 года руководители собраний стали назначаться (10, 10).

    Современные Свидетели Иеговы описывают эти события в очень лирических тонах:

«...Свет, воссиявший в номерах «Сторожевой Башни» за 1 сентября и за 15 октября 1932 года, показал, что для выборных старейшин не было библейского основания. Поэтому их заменили служебными комитетами, а служебного руководителя избирало Общество.Сияние света в «Сторожевой Башне» за 1 июня и за 15 июня 1938 года позволило увидеть, что служители в собрании должны не избираться, а назначаться, и притом теократическим путем» (СБ 15.05.1995. - С. 22).

    Идея Рутерфорда получила свое окончательное завершение в 1971 году, когда

«...снова воссиял свет и стало ясно, что каждым собранием не должен руководить только один служитель собрания. Вместо этого в каждом собрании должна быть корпорация старейшин, или надзирателей, назначаемая Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы» (СБ 15.05.1995. - С. 22).

    До 1935 года Свидетели Иеговы утверждали, что все они предназначены для жизни в Царстве Божьем, которое будет состоять из 144.000 «верных рабов» Иеговы. В состав 144.000 включались все последователи Рассела и Рутерфорда, а также библейские праведники. Но поскольку общее число Свидетелей Иеговы начиная с момента образования Общества Сторожевой Башни уже приближалось к 100.000 и продолжало постепенно расти, появилась необходимость согласовать доктрину и реальность. В 1935 году было обнародовано новое «откровение» о том, что 144.000 «верных рабов Иеговы» будут соцарствовать Христу на небе, а остальные Свидетели Иеговы образуют «великое множество других овец», которым уготована вечная жизнь на земле под властью «небесного правительства».

    Внешним признаком, выражающим принадлежность к числу 144.000 «помазанных духом», является вкушение хлеба и вина на Вечере воспоминания.

    Вспоминает М. Уиллис: «До этого времени я принимала от символов - пресного хлеба и красного вина на ежегодной Вечери воспоминания смерти Иисуса... Затем, в 1935 году, нам объяснили, что собралось великое множество, имеющее надежду вечно жить на земле. Многие из нас с радостью поняли, что мы являемся частью этого великого множества, и перестали принимать от символов» (СБ 1.05.1994. - С. 28-29).

    За полтора месяца до начала конгресса Свидетелей Иеговы, открывшегося 31 мая 1935 года в Вашингтоне «...на праздновании Вечери Господней в собраниях Свидетелей Иеговы, 10.681 человек из присутствовавших... не принимал символические хлеб и вино» (СБ 1.02.1995. - С. 14).

    Учитывая то, что в 1935 году проповедовали 56.153 «возвещателя» (СБ 1.02.1995. - С. 15), мы можем определить, что в то время «помазанными духом» признали себя 45.472 человека.

    Особое внимание Общество Сторожевой Башни уделяло борьбе с католиками и различными протестантскими сектами, которые в своей совокупности были объявлены «организацией Сатаны».

    Шумные пропагандистские кампании Свидетелей Иеговы настраивали против них жителей многих населенных пунктов. Вспоминает Л. Томпсон: «В то время мы участвовали в информационных маршах по главным улицам города с перекинутыми через плечи плакатами, на которых были подписи, обличавшие ложную религию и провозглашавшие Царство Бога. Также мы использовали портативные граммофоны, чтобы прямо у порога проигрывать пластинки с основанными на Библии вестями. Мы проигрывали фонограммы речей Дж. Ф. Рутерфорда, президента Общества Сторожевой Башни, и некоторые из них я знал наизусть» (СБ 1.03.1994. - С. 24-25).

    А «проповедовавшие» в прибрежных районах США и Канады Свидетели Иеговы использовали столь мощную аппаратуру, что в городах «Благодаря морской акустике доклады часто бывали слышны за километры» (СБ 1.10.1994. -С. 23).

     «Сначала, чтобы привлечь внимание людей, мы ставили музыку, а затем - библейский доклад» (СБ 1.10.1994. - С. 23).

    Не меньшее возмущение людей вызывал принцип пропаганды «от двери к двери», используемый Свидетелями Иеговы до сих пор. Навязчивость «проповедников» приводила к тому, что за это на них подавали в суд (22, 838).

    В начале 30-х годов в 1 томе книги «Доказательства» («Vindication». WTB&TS. 1931.) Дж. Ф. Рутерфорд формулирует доктрину «постепенного откровения». Согласно ей по мере приближения конца света библейские пророчества будут становиться все более ясными для «истинных христиан». В соответствии с этой доктриной стало возможным легко отказываться от старых толкований Библии и так же легко создавать новые (19, 57).

    С началом в 1939 году второй мировой войны Рутерфорд заявил, что она постепенно перерастет в Армагеддон (10, 69). Свидетели Иеговы с радостью приветствовали новое откровение. Вспоминает Уилфред Джон: «Как сейчас я помню пугающее сообщение в сентябре 1939 года: объявление войны в Европе... Эта война казалась мне прелюдией Армагеддона - как нельзя вовремя, - думал я! Я чувствовал удовлетворение: ведь я в полной мере и правильно пользуюсь своей юностью» (СБ 1.05.93. - С. 29).

    Удивительно! Человек испытывал удовлетворение при известии о тех бедах, которые с началом второй мировой войны неизбежно должны были обрушиться на миллионы людей.

    Свидетели Иеговы начали активно распространять «библейскую весть» о скорой гибели человечества, что привело к усилению панических настроений среди населения. Поэтому деятельность Общества Сторожевой Башни была поставлена под запрет в странах обоих воюющих лагерей (СБ 1.06.93. - С. 26; СБ 1.08.93. - С. 23; СБ 1.03.94. - С. 25; СБ 1.04.94. - С. 22).

    Во время войны Свидетели Иеговы в США высказывали отношение к своей стране тем, что оплевывали американский флаг, рвали его на клочки и втаптывали в землю. Но надо сказать, что этим с подачи взрослых занимались только дети, которых по возрасту нельзя было привлечь к уголовной ответственности. В годы второй мировой войны около 3.500 Свидетелей Иеговы призывного возраста предпочитали ждать в заключении обещанного Рутерфордом конца света, нежели бороться с фашизмом хотя бы на альтернативной службе, санитарами в тылу (20, 231; 21, 349; 22, 1424). В Канаде и, видимо, США была налажена система, позволяющая укрывать «молодых христиан» от призыва в армию (СБ 1.03.1994. - С. 25). По окончании войны «...тех, кому было больше 25 лет, стали освобождать условно» (СБ 1.12.1992. - С. 22).

    Дж. Ф. Рутерфорд не дожил до окончания второй мировой войны, так и не дождавшись нового провала своих пророчеств. Он умер 8 января 1942 года в «Доме Князей» на калифорнийском побережье. Но после себя Рутерфорд оставил жестко структурированную организацию, осуществлявшую контроль над более чем 115.000 Свидетелей Иеговы (19, 68; 20, 231).

Глава 3

Администратор


    Преемником Дж. Ф. Рутерфорда стал Нейтан Хомер Норр. Он родился 23 апреля 1905 года в городке с библейским названием - Вифлеем, штат Пенсильвания, США. В 16 лет он покинул Реформаторскую церковь, к которой принадлежала его семья, и начал посещать собрания Исследователей Библии в соседнем городе Аллетауне. В 18 лет Н. Норр становится полновременным проповедником и вскоре принимается на работу в штаб-квартиру Общества Сторожевой Башни. В 1932 году он назначается главным менеджером отдела печати, в 1934 г. - становится одним из директоров Нью-Йоркской корпорации, а в 1940 году - вице-президентом Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании. Через пять дней после смерти Дж. Ф. Рутерфорда - 13 января 1942 года Нейтан Хомер Норр избирается третьим президентом Общества (19, 67; 20, 231).

    Во время его правления были осуществлены три важных проекта, которые до сих пор приносят Свидетелям Иеговы обильные плоды.

    В 1943 году была основана так называемая Библейская Школа Галаад, готовящая профессиональные руководящие и миссионерские кадры для работы во всех странах мира.

    «С 1943 по 1960 год 35 классов, в которых специальную подготовку получили студенты из 95 стран, ^занимались в зданиях в Саут-Лансинге (Нью-Йорк, США). Затем школа переехала в здание всемирного главного управления в Бруклине (Нью-Йорк) и находилась там приблизительно 28 лет. С 1988 до начала 1995 года занятия классов Школы Галаад проводились в Уолкилле (Нью-Йорк) (СБ 1.12.95. - С. 24), «а в апреле 1995 года она (т.е. школа. - Г. Д.) переехала в новый Учебный центр Сторожевой Башни в Паттерсоне (Нью-Йорк)» (СБ 1.06.95. - С. 19).

    «С 1987 года в 34 странах проводятся занятия в классах дополнительной школы, известной под названием Школы усовершенствования служения» (СБ 1.12.95. - С. 24).

    В настоящее время студенты Библейской Школы Галаад проходят двадцатинедельный курс обучения (два выпуска в течение года), а студенты Школы усовершенствования учатся 8 недель (СБ 1.12.95. - С. 24).

    Большинство учащихся Школы Галаад находятся в возрасте около 30 лет, из которых уже 10-12 лет состоят в полновременном служении и имеют стаж «пребывания в истине» 12-16 лет (СБ 1.12.92. - С. 19; СБ 1.12.93. - С. 26; СБ 1.06.95. - С. 19; СБ 1.06.96. - С. 27).

    По всей видимости, при приеме в школы Общества Сторожевой Башни предпочтение отдается супружеским парам. Так, например, 48 выпускников 93 класса (1992 г.) Библейской Школы Галаад представляли собой 24 супружеские пары, а 24 выпускника Дополнительной Школы Галаад в Германии имели в своем составе 11 супружеских пар (СБ 1.12.92. - С. 19-20). Сорок шесть выпускников 95 класса (1993 г.) представляли собой 23 супружеские пары (СБ 1.12.93. - С. 26). В последние два года журнал «Сторожевая Башня» перестал давать сведения о семейном положении учащихся школ Общества Свидетелей Иеговы, но судя по количеству парных фамилий их выпускников это правило неукоснительно соблюдается (СБ 1.06.95. - С. 18; СБ 1.12.95. - С. 26; СБ 1.06.96. - С. 26; СБ 1.06.97. - С. 31).

    Созданная Нейтаном X. Норром Библейская Школа Галаад стала подлинной «кузницей кадров» для Общества Сторожевой Башни, и ее выпускники, несмотря на все публичные декларации о равенстве и братстве всех Свидетелей Иеговы, представляют собой элитную группу внутри этой организации. Приведем небольшой пример. Рядовые члены Общества вслед за журналом «Сторожевая Башня» любят гордо провозглашать, что «...все Свидетели Иеговы - добровольные служители и у них нет оплачиваемого духовного сословия» (СБ 15.08.94. - С. 9).

    Естественно, никакого духовного сословия не может быть там, где нет благодати Святого Духа, но оплачиваемое сословие там быть может. Подтверждение этому мы находим в периодике самих Свидетелей Иеговы.

    Так, 12 сентября 1993 года в ходе выпускной программы 95 класса Библейской Школы Галаад прозвучал доклад члена Комитета типографии Общества Сторожевой Башни Дина Сонгера, в котором говорилось:

    «...миссионеры Школы Галаад... освобождены от таких повседневных дел, как мирская работа, чтобы сосредоточиться на своем особом служении» (СБ 1.12.93. -С. 25).

    А в настоящее время более 6.500 выпускников этой школы «посланы миссионерами в более чем 200 стран» (Пр. 8.02.95. - С. 14).

    На их содержание только в 1997 году было потрачено более 63 миллионов 914 тысяч долларов США (СБ 1.01.98. - С. 21). Конечно, каждый вложенный в это дело доллар должен приносить немалую прибыль. И первое детище Нейтана X. Норра - Библейская Школа Галаад - ее приносит.

    Вторым важным делом Н. Норра была организация Школ Теократического Служения. В 1943 году началась их деятельность при каждом местном собрании. Первоначально на занятия в них допускались только мужчины, а с 1958 года - и женщины (19, 68). Для Школ Теократического Служения в течение 10 лет были подготовлены учебники, дающие информацию о доктринах Свидетелей Иеговы, методах работы Общества и его истории. Но основной упор на еженедельных занятиях этой школы делается на обучение Свидетелей Иеговы наиболее результативным методам пропаганды своих идей среди населения.

    Основными учебными пособиями при этом являются специализированный журнал «Наше царственное служение» и недавно вышедшая книга «Руководство для Школы Теократического Служения». Оба эти издания предназначены исключительно для внутреннего пользования (СБ 15.01.1994. - С. 24.).

    Поскольку главное для «возвещателя» - завязать беседу с человеком, то ему рекомендуется, например, «...подготовиться и использовать вступления, вкратце изложенные в «Нашем царственном служении» или брошюре «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (СБ 15.09.1994. - С. 14).

    Среди тем занятий в Школе Теократического Служения есть и такие: «Жестикуляция», «Страх (волнение) при выступлении», «Построение предложения», «Доказательства (аргументация)», «Необходимые качества доказательств», «Опровержение аргументов противника», «Различные методы оканчивания речи» (11, 92). На занятиях разыгрываются в ролях различные вероятные ситуации, рассматриваются способы проведения бесед с людьми разного возраста, разного образовательного и социального уровня. Таким образом, всякий человек, столкнувшийся со Свидетелем Иеговы, должен знать, что слова, интонации, жесты этих людей - хорошо выученные и отрепетированные роли сценариев, созданных, по всей видимости, профессиональными психологами Общества. Недаром «Сторожевая Башня» призывает всех Свидетелей Иеговы «...быть искусными, приспосабливая свои преподнесения (так в тексте. - Г. Д.) и аргументы к различным верованиям людей» (СБ 15.06.1994. -С. 27).

    Третьим важнейшим мероприятием Нейтана Норра было создание собственного перевода Библии. Поскольку учение Рассела и его последователей значительно отличалось от христианского, Свидетелям Иеговы нужно было иметь перед собой Библию, подтверждающую догматы их учителей. И она появилась.

    В середине 40-х годов при штаб-квартире Общества начинает работать Комитет Перевода Нового Мира. В 1950 году вышел английский перевод Нового Завета, названный «Переводом Нового Мира Христианских Греческих Писаний», а в течение 50-х годов - пять томов переводов книг Ветхого Завета, озаглавленные «Перевод Нового Мира Еврейских Писаний». В 1961 году эти публикации были объединены в однотомный «Перевод Нового Мира Священных Писаний»[2] (New World Translation of Holy Scriptures. WTB&TS. 1961). Имена членов Комитета Перевода Нового Мира не разглашались. А сами они заявили, что желают, чтобы их имена остались в тайне даже после их смерти. (Jehovan’s Witness in the Divine Purpose. WTB&TS.1959 - Р. 258. См. 20, 223).

    Но этому пожеланию не удалось исполниться. Имена членов Комиссии по созданию Перевода Нового Мира стали известны. Ими были: Нейтан X. Норр (председатель), Фредерик У. Френц, Джордж Д. Гэнгас, Милтон Дж. Хеншель, Альберт Д. Шредер. При пристальном рассмотрении их биографий оказалось, что ни один из них, за исключением Френца, не учился в колледже, а Френц оставил Университет Цинциннати после двух лет учебы. Ни один из пяти членов Комиссии не умел читать на новозаветном греческом, еврейском или арамейском языке. Они сделали «перевод» с текста, который были даже не в состоянии прочесть. По словам доктора Эдгара Гудспида - специалиста в области греческого и еврейского языков, за чьей поддержкой обратились члены Комиссии (и получили отказ), «их грамотность достойна сожаления» (17). По всей видимости, Н. Норр исполнял обязанности почетного председателя, а реально членами Комиссии по созданию Перевода Нового Мира руководил Фредерик Френц (18, 43).

    Вообще тема качества «Перевода Нового Мира Священных Писаний» заслуживает отдельного разговора, который будет продолжен в следующей нашей работе. Приведем примеры того, как «переводчики» исказили несколько текстов Библии.



СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ

ПЕРЕВОД НОВОЙ АМЕРИКАНСКОЙ СТАНДАРТНОЙ БИБЛИИ

ПЕРЕВОД НОВОГО МИРА СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ

Ин. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

В начале было, Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было бог. (Цит. по 15, 116)

Ин. 8:58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь.

Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: прежде, чем Авраам был, Я есмь.

...до того, как стал существовать Авраам, Я был (Цит. по 13,75)

Лк. 23:43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе: сегодня со Мною будешь в раю.

И сказал ему Иисус: истинно я говорю тебе сегодня: будешь со мной в раю. (Цит. по СБ 15.06. 1995. -С. 6.)



    Первые два текста в версии Свидетелей Иеговы «подтверждают» их учение о том, что Иисус Христос - сотворенное существо, т. е. они возвращаются к арианской ереси IV века. А третий текст в их варианте вполне вписывается в концепцию о том, что души, в христианском понимании, не существует и рай появится только после Армагеддона.

    В настоящее время Свидетелями Иеговы распространено около 72 миллионов экземпляров «Перевода Нового Мира Священных Писаний», который уже переведен на 18 языков и уже переводится еще на 12 (СБ 15.05.1994. - С. 3)[3].

    Надо сказать, что переделка Библии путем якобы совершенно уникальных и абсолютно точных «собственных переводов» является одним из важнейших признаков антихристианской позиции организации. Кроме Свидетелей Иеговы такие же «оригинальные» собственные переводы Библии созданы сектами мормонов («Церковь Иисуса Христа святых последнего дня»), «Международного пути», Кристадельфийцев». Все они ведут свое происхождение из США (13, 17).

    Но вернемся к деятельности Н. Норра. С приходом к власти он, чтобы не отвлекаться от важных дел, со страниц книги «Правда вас освободит» объявил: «От сотворения Адама до конца 1943 года прошел 5971 год. Следовательно, оканчиваются 6 тысяч лет истории человека, и мы приближаемся к страшным событиям, прообразом которых были времена Ноя» (Цит. по 12, 34).

    Если исходить из приведенных выше расчетов Н. Норра, то получится, что 6000 лет должны были истечь в 1972 году. Но такая далекая дата Армагеддона не вызывала прилива энтузиазма у рядовых Свидетелей Иеговы, и поэтому она постоянно уточнялась. Давались тонкие намеки на то, что конец света наступит то в 1958, то в 1960, то в 1961 году (20, 232).

    Нейтан Норр был более осмотрительным человеком, нежели его предшественники, поэтому Свидетели Иеговы обширных пропагандистских кампаний, похожих на проходившие накануне 1914 и 1925 годов, не проводили.

    Но для агитации и вербовки сторонников эти «вероятные даты» использовались очень активно.

    Вскоре после прихода к власти Н. Норр ввел еще одно новшество: все книги, статьи и брошюры Общества Сторожевой Башни стали анонимными. Это, с одной стороны, давало возможность руководству Общества внедрять среди рядовых Свидетелей Иеговы идею о том, что автором всех публикаций является сам Иегова, а Руководящая Корпорация - инстанция, передающая его слова. С другой стороны - стена анонимности не позволяла критиковать авторов сомнительных по качеству публикаций.

    По всей видимости, Н. Норром был введен и принцип коллективного авторства, но и в этом случае публикация выходила анонимно[4]. Пресс-секретарь Н. Норра - У. Глэсс еще раз подтвердила это на проходившей 6 июня 1962 года в штаб-квартире пресс-конференции, сообщив, что перед тем как передавать текст публикации в Отдел печати, он проходит через несколько рук, чем достигается высокая степень анонимности (20, 232).

    Нейтан Норр, начавший свою карьеру в Отделе печати, в течение всего срока своего президентства главное внимание уделял увеличению количества тиражей издаваемых Обществом публикаций. Так в «Сторожевой Башне» от 1.01.1962 года сообщалось, что тираж этого издания достиг 3.850.000 экземпляров на 62-х языках. Журнал «Пробудитесь!» от 22.06.1962 года рапортовал о 3.600.000 экземплярах своего тиража на 25 языках. В 1961 году Свидетели Иеговы распространили 5.851.105 экземпляров различных книг и 13.084.075 буклетов.

    Такая активность Общества привела к его значительному росту. Если в 1942 году Свидетели Иеговы действовали в 54 странах, то в 1961 году - на территории 185 государств. Возросла и их численность: в 1942 году в мире насчитывалось около 115.000 Свидетелей Иеговы, а в 1961 году - 884.587. Общее количество местных собраний составило 21.557 (20, 234-235).

    Причиной такого роста Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов была прежде всего осуществлявшаяся по инициативе Н. Норра образовательная программа, направленная на подготовку квалифицированных миссионеров.

    Н. Норр был силен в организационной деятельности, но в вопросах доктрины, в отличие от своих предшественников, был намного слабее. Главное место «идеолога» Общества занял Фредерик Уильям Френц. Он был на 12 лет старше Норра и занимал пост вице-президента. Президент занимался увеличением тиражей, организацией конгрессов, строительными программами, но содержание публикаций, тематика и планы конгрессов определялись Фредериком Френцем. Особенно увеличилось его влияние после завершения в 1961 году трудов по «переводу» и переработке Библии. Освободившись от работы в Комитете Перевода Нового Мира, он окунулся в океан пророчеств и «библейских вычислений».

    В 1966 году в свет вышла книга «Вечная жизнь в свободе сынов Бога» (Life Everlasting in Freedom of the Son’s of God. WTB&TS. Toronto. 1966), автором которой считают Ф. Френца (18, 43). В книге говорилось:

    «В XX веке независимое изучение (Библии) было продолжено и, поскольку оно не следовало слепо за некоторыми традиционными хронологическими вычислениями христианского мира... был составлен график, который определил дату человеческого творения - 4026 год до н. э. Соответственно этой заслуживающей доверия библейской хронологии 6000 лет человеческого существования окончатся в 1975 году...» (Life Everlasting... Р. 29-30. Цит. по 18, 44).

    В подтверждение «библейских вычислений» в книге приводилась «Таблица значительных дат» человеческой истории. Чтобы показать основания, которыми руководствовался Ф. Френц, приведем последние строки этой таблицы (Life Everlasting... - Р. 35. Цит. по 18, 44).

    ГОДЫ Н. Э. - ГОДЫ ОТ «СОТВОРЕНИЯ»

    1957 - 5982 (Октябрь). Россия запускает первый космический спутник, испугавший весь мир.

    1962 - 5987 (11 октября). Папа Иоанн XXIII открывает II Ватиканский Собор.

    1963 - 5988 Папа Иоанн XXIII на Соборе обнародует энциклику «Мир на Земле», в которой он высоко оценивает Организацию Объединенных Наций. 3 июня он умирает, несмотря на переливание крови.

    1964 - 5989 (Май). Спутники-шпионы и космонавты увеличивают напряженность в мире.

    1965 - 5990 (4 октября). Папа Павел VI посещает штаб-квартиру Объединенных Наций в Нью-Йорке, одобряет ее деятельность и встречается с президентом США. 8 декабря он закрывает II Ватиканский Собор.

    1966 - 5991 Все более зловещей становится угроза третьей мировой войны между «царством севера» и «царством юга» (Дан. 11:5-7, 40). Продолжается распространение организации христианских Свидетелей Иеговы. В Торонто, штат Онтарио, Канада, 22 июня начинается международная серия областных конгрессов «Божьи Сыны Свободы». Книга «Вечная жизнь в свободе сынов Бога» выпущена 25 июня 1966 года.

    1975 - 6000 Конец шестого тысячелетнего дня человеческого существования (в начале осени).

    2975 - 7000 Конец седьмого тысячелетнего дня человеческого существования (в начале осени).

    Выступая на конгрессе в Торонто в июне 1966 года, Ф. Френц восклицал: «Что можно сказать о 1975 годе? Что будет, когда придет этот год, дорогие друзья? Будет ли время, когда Армагеддон окончится, а Сатана - связан, 1975 годом? Будет! Будет!» (СБ 15.10.1966. Цит. по 18, 46).

    Идею конца мира в 1975 году подхватила вся печать Общества Сторожевой Башни. Так, в статье «Почему мы обращаем взоры к 1975 году», опубликованной в номере «Сторожевой Башни» от 15.08.1968 г., говорилось: «В результате детального исследования Библии мы готовы предсказать, что осенью 1975 года война Армагеддон уже окончится, и долгожданное тысячелетнее Царство Христа начнется... Наша хронология является правильной... отклонение может быть на несколько недель или месяцев, но не на годы... Никто не должен спекулировать словами: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк:32). Апостолы видели намного меньше, чем мы, они ничего не знали о 1975 годе» (Цит. по 10, 70).

    Мощная пропагандистская кампания, поднятая Свидетелями Иеговы, по поводу якобы грядущего в 1975 году Армагеддона, привела к почти двукратному увеличению Общества. Если в 1966 году в мире насчитывалось 1.118.665 «публичных возвещателей», то в 1975 году их было уже 2.179.256(18,47).

    Многие рядовые Свидетели Иеговы накануне «конца света» начали распродавать свое имущество и жертвовать вырученные суммы на нужды организации. Такая «ревность» всячески поддерживалась публикациями Общества. В «Нашем царственном служении» за май 1974 года писалось: «Сообщают, что некоторые братья продают свои дома и другое имущество и планируют окончить оставшиеся дни этой старой системы на пионерской службе. Несомненно, это лучший путь провести короткое время, оставшееся до конца этого злого мира» (Цит. по 18, 46[5]).

    А «Сторожевая Башня» при этом возвещала: «Прими во внимание, что Иегова не обещал сохранить хорошие дома и другие имущества, когда будет уничтожена эта злая система. Он обещал сохранить жизнь!» (СБ 1.04.1974. Цит. по 10, 74). И вот, когда рядовые Свидетели Иеговы распродавали свое имущество, руководство Общества вело переговоры о покупке крупной недвижимости. А за несколько месяцев до «конца света», летом 1975 года, для расширения апартаментов административного аппарата в Нью-Йорке приобретается 15- этажный отель «Тауэр» (10, 73). Трудно не назвать такое поведение лицемерным.

    Прошла осень 1975 года. Армагеддон не состоялся, и начались недоуменные вопросы. В номере от 15.12.1975 г. «Сторожевая Башня» наставляла верующих, что им «...не надо думать о дате, но концентрироваться на важной проповеднической деятельности» (Цит. по 10, 71).

    А «Сторожевая Башня» от 1.01.1976 г. выдвинула такое объяснение провала: от сотворения Адама до осени 1975 года действительно прошло 6000 лет, но Царство Божье наступит через 6000 лет... после сотворения Евы. А «...сколько недель, месяцев или лет прошло между сотворением первых мужчины и женщины, мы не знаем» (Цит. по 10, 72).

    Более развернутые объяснения были даны в «Сторожевой Башне» от 15.04.1977 года. Но в них вина за неоправдавшееся «пророчество» почему-то возлагалась не на руководство Общества, а на рядовых его членов.

    «Возможно, что некоторые служители Бога в своих планах руководствовались неправильным воззрением о том, что произойдет в определенную дату или в определенный год... Но они неправильно поняли смысл библейских предостережении относительно конца этой системы вещей, так как они считали, что библейская хронология указывает на определенную дату... Не слово Бога оказалось несостоятельным или обмануло или разочаровало но собственное понимание покоилось на ложных предпосылках... Из ясных объяснении Иисуса исходит, что служители Бога никогда не будут наперед знать момент, в который Христос придет на суд» (Цит. по 20, 72-73).

    Но подобные объяснения не могли удовлетворить наиболее активную часть Свидетелей Иеговы - так называемых «пионеров», которые всецело посвятили свою жизнь «возвещению Царства» и руководству местными организациями. Их число резко сократилось. Если в 1976 году их было 196.656 человек (из 2.138.537 Свидетелей Иеговы), то в 1978 - 115.389 (из 2.086.678 Свидедетелей Иеговы) (18, 47).

    Нейтан Норр умер июня 1977 года, а 23 июня на совместном собрании директоров Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании и Нью-Иорка президентом обеих корпораций был избран вице-президент - Фредерик Уильям Френц (18,46; 10, 14).

    Он родился 12 сентября 1893 года в городе Ковингтон, штат Кентукки, США. По всей видимости, родители его были просвитерианами, так как по окончании школы он поступил в университет города Цинциннати, где учился на священника пресвитерианской церкви. Об учении Рассела Фредерик узнал от своего старшего брата, под влиянием которого вышел из пресвитерианской общины и начал сотрудничать с Исследователями Библии.

    «Тринадцатого ноября 1913 года он крестился, а в следующем году ушел из университета и вступил в ряды распространителей литературы (пионеров).

    Первого июня 1920 года брат Френц стал членом семьи Вефиль в Бруклине. Вскоре он был назначен надзирателем отдела распространения литературы, и в 1926 году его перевели в редакционный отдел... В 1945 году брат Френц стал вице-президентом Уотч Тауэр Сосайети (Общества Сторожевой Башни. - Г. Д.) и других объединенных с ним корпораций» (СБ 15.03.1993. - С. 31-32).

    Как мы помним, он возглавлял деятельность Комитета Перевода Нового Мира и был инициатором кампании, пропагандирующей наступление Армагеддона в 1975 году. Пророчество оказалось лживым, но проведенная кампания значительно увеличила человеческие и материальные ресурсы Общества Сторожевой Башни.

    Тем не менее новому президенту Общества на первых порах нужно было избавиться от явных свидетелей его активной работы по созданию и пропаганде мифа о конце мира в 1975 году и заявить о своей непричастности к его появлению.

    15 марта 1980 года «Сторожевая Башня» поместила разъяснения, касающиеся книги «Вечная жизнь в свободе сынов Бога». В журнале говорилось: «С появлением книги «Вечная жизнь в свободе сынов Бога» и ее комментариев... были пробуждены значительные надежды, относящиеся к 1975 году. Эти утверждения... были лишь вероятными. К несчастью... другая предупреждающая информация, подразумевающая, что такое понимание надежд тем годом было более вероятным, нежели возможным, не была воспринята» (Цит. по 18, 48).

    С апреля 1980 года Ф. Френц проводил чистку руководящего состава Общества. В первую очередь сокращались те, кто активно участвовал в развертывании кампании по пропаганде пророчества о 1975 годе и не хотел забывать о том, что ее инициатором был новый президент. Были уволены сотрудники многих отделов Общества, в том числе практически весь состав Отдела печати во главе с Реймундом Френцем - членом Руководящей Корпорации и племянником президента (14, 49). Новому президенту удалось остановить тенденцию к сокращению Общества (в 1977 году число Свидетелей Иеговы уменьшилось на 1%, в 1978 - на 1,4%; в 1979 году прирост составил 0,5%, а в 1980 - 3,7% (14, 47). Слово «Армагеддон» стало употребляться гораздо реже и было вытеснено более нейтральными по форме выражениями, такими, как «день Иеговы», «великая скорбь», «Суд Божий» и т. д. (10, 71).

    Хотя пророчество о конце мира в 1975 году окончилось провалом, Ф. Френц по-прежнему поддерживал рядовых Свидетелей Иеговы в постоянном ожидании Армагеддона. Пропагандистские кампании, связанные с конкретными датами, не проводились, но в отдельных публикациях появлялись осторожные высказывания типа помещенного в переизданном в конце 70-х годов 7 томе «Исследования Писаний» Рассела: «Возможно, что 1980 год н. э. будет отмечен освобождением Израиля от плена смерти» (Цит. по 13, 73).

    Но более действенным средством поддержания напряженности в среде рядовых Свидетелей Иеговы еще несколько лет назад являлась идея, согласно которой конец света наступит при жизни поколения, связанного каким-то образом с 1914 годом.

    До недавнего времени каждый номер журнала «Пробудитесь!» на своей четвертой странице сообщал, что «мирный и безопасный новый мир» будет установлен «еще при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года» (Пр. 8.02.1995. - С. 4)[6].

    Под «происшествием» здесь, видимо, имеют в виду первую мировую войну. Но кого считать испытавшим ее? Всех, кто в ней участвовал с оружием в руках, или даже тех, кто только родился и жил в Европе во время войны?

    Этим вопросом задавались и рядовые Свидетели Иеговы. Поэтому в журнале «Пробудитесь!» от 8.10.1968 года появилась статья с расчетом возраста людей, которые могли относить себя к поколению, испытавшему первую мировую войну.

    «...если мы предположим, что 15-летние юноши могли в достаточной степени представлять смысл того, что случилось в 1914 году, то это дает возможность считать, что младшим из «этого поколения» сейчас около 70 лет» (Цит. по 18, 167)[7].

    В выпуске журнала «Пробудитесь!» от 8.04.1969 года также утверждалось, что «Некоторые из тех, кому было 15 лет во время появления «знака последних дней, еще будут жить, когда Бог уничтожит эту систему» (Цит. по 12, 38).

    В брошюре «Спасение людей из мира страданий близко!» («Man’s Salvation out World Distress at Hand». 1975.) приводятся слова одного из ветеранов Общества: «Мы, старики «этого поколения», в наши 70-80 лет, видим, что мир в настоящее время изменяется в худшую сторону, устойчиво вырождается, начиная с эпохального 1914 года» (Цит. по 18, 167).

    Если согласиться с этими утверждениями, то сейчас, в середине 90-х годов, младшие из «этого поколения» уже приближаются к вековому юбилею, а старшим - уже за сто лет. Возможно, мы вскоре обнаружим, что под «этим поколением» вскоре будут иметься в виду люди, еще только родившиеся в 1914 году и не только в Европе, но и во всем мире. Ведь гораздо легче жонглировать цифрами народонаселения, нежели «эпохальными датами».

    Еще одним варьируемым признаком скорой кончины мира у Свидетелей Иеговы является количество оставшихся в живых «помазанных духом», которые предназначены «соцарствовать со Христом» в «небесном правительстве». Всего в этом «правительстве» должно быть 144.000 человек, остаток которых сейчас является частью Общества Сторожевой Башни. Когда это число будет набрано, то по представлениям Свидетелей Иеговы наступит ожидаемый ими Армагеддон.

    Сколько же еще осталось живых «помазанных духом»? Мало.

    «...основной сбор особо благословенных закончился в 1935 году» (СБ 15.02.1995. - С. 20).

    Американские исследователи культов Гарри и Хейзе Боттинг на основании «Ежегодников Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов» за 70-е - начало 80-х годов составили таблицу, отражающую численность «помазанных духом» Свидетелей Иеговы (18, 144).

Таблица 2.



Год

Остаток 144.000

1970

10.526

1971

10.384

1972

10.350

1973

10.523

1974

10.723

1975

10.550

1976

10.187

1977

10.080

1978

9.762

1979

9.727

1980

9.564

1981

9.601

1982

9.529

1983

9.292

    Логично было бы предположить, что число «помазанных духом» должно постоянно сокращаться. Но мы видим, что в 1973, 1974 и 1981 годах их число увеличивалось. Чем это было вызвано?

    Периодически из руководства Общества Сторожевой Башни уходили люди, разуверившиеся в «истинах» Свидетелей Иеговы (например, В.Шнелл ) либо ставшие неугодными по каким-то административным причинам (Р. Франц), большинство из которых принадлежало по своему возрасту и положению к классу «помазанных духом». Если член «остатка 144.000» лишался должности (даже сохраняя «веру»), то он не попадал в низший класс «великого множества других овец», а низводился до класса «злого раба», т. е. вообще изгонялся из Общества.

    Место такого человека в «остатке», следовательно, могло достаться кому-то из членов «великого множества», вступивших в число Свидетелей Иеговы до 1935 года или даже в более поздние времена.

    Эта информация промелькнула в ряде публикаций и накануне 1975 года вызвала неожиданную реакцию. Многие пожилые Свидетели Иеговы, вступившие в Общество до 1935 года, рассудили, что они тоже достойны быть членами «небесного правительства», и начали принимать от хлеба и вина на Вечере Воспоминания, тем более что делали это в годы своей юности.

    Всполошившееся руководство Общества более года разъясняло «новым помазанным» их недостоинство, но безрезультатно. К 1975 году число потенциальных «небесных правителей» увеличилось почти на 400 человек, что нарушило гладкие статистические отчеты Общества. «Сторожевая Башня» от 15.02.1975 г. даже специально поместила статью «Помазанные к Небесной Надежде - как это проявляется?», в которой порицала тех, кто «неразумно предполагал свое небесное избрание» (Цит. по 18, 145). Лишь провал пророчества о конце мира в 1975 году привел к некоторому отрезвлению и резкому сокращению числа «помазанных духом».

    Небольшой рост числа принявших от символов в 1981 году глухо объясняется в отчетах Общества тем, что ряд Свидетелей Иеговы из США таким образом выразили свой протест против некоторых аспектов политики Руководящей Корпорации. Все они были исключены из Общества (18, 145-146).

    Если мы посмотрим отчеты Общества Сторожевой Башни о количестве «помазанных духом» за последние годы, то увидим, что они также далеки от совершенства.

Таблица 3.



ГОД

ОСТАТОК 144.000

ИСТОЧНИК

1963

8.693

СБ 1.01.94.-С. 15

1994

8.617

СБ 1.01.95.-С.15

1996

8.645

СБ 1.01.96.-С.15

1996

8.757

СБ 1.01. 97. -С.15

1997

8.795

СБ.1.01.98.-С.21

    Вместо постепенного понижения мы наблюдаем устойчивый рост числа претендентов в члены «небесного правительства». Видимо, в среде «помазанных духом» существуют серьезные нестроения.

    «Большинство из 144.000 уже прожили свою земную жизнь до конца верными и получили небесную награду. Небольшой остаток их еще живет на земле...» (СБ 1.01.96. - С. 22).

    «Большинству из остатка малого стада... сейчас 70-90 лет. Некоторым уже за сто» (СБ 15.02.1995. -С. 20).

    Армагеддон, по утверждениям Свидетелей Иеговы, наступит к тому времени, когда из этих «нескольких тысяч» (6, 18) людей в живых будет всего лишь несколько человек. Учитывая их возрастной критерий, это время должно наступить очень скоро. И «Сторожевая Башня» возвещает:

    «Скоро наших предков ждет новая жизнь!» (СБ 15.05.1995. - С. 1).

    «...в недалеком будущем мы сможем встретиться с нашими близкими, которые умерли» (5, 26).

    «Вскоре для мнимых христиан наступит день возмездия» (СБ 1.12.1992. - С. 17).

     «Вскоре Иегова уничтожит всех злых людей» (СБ 15.02.1995. - С. 17).

    И сейчас опять берется на вооружение старый лозунг Дж. Ф. Рутерфорда о том, что «Миллионы теперь живущих никогда не умрут!» (начало 20-х годов). Характеризуя этот доклад второго президента Общества Свидетелей Иеговы, «Сторожевая Башня» пишет:

    «Возможно, в то время такое заявление было чересчур оптимистичным. Но сегодня его можно делать абсолютно уверенно» (СБ 1.01.1997. - С. 11).

    «...в наше время миллионам поклонников Иеговы - великому множеству... предоставится уникальное преимущество пережить великую скорбь. И им никогда не придется умереть» (СБ 15.02.1995. - С. 17).

    Но современных Свидетелей Иеговы так ничему и не научил печальный опыт прошедших десятилетий. Так, например, некий Цутому Миура 1934 года рождения глубоко уверен в том, что никогда не умрет, и мечтает вскоре встретиться со своим воскресшим отцом

    «...в новом мире и рассказать ему о том, как мы пережили Армагеддон - битву, которую он так хотел увидеть» (Пр. 8.10.1994. С. 15).

    Но даже самым пламенно верующим Свидетелям Иеговы все же приходится уходить из этой жизни. 22 декабря 1992 года в возрасте 99 лет умер Фредерик Уильям Френц, а 30 декабря 1992 года пятым президентом Общества был избран брат Милтон Дж. Хеншель» (СБ 15.03.1993. С. 31).

    К сожалению, нам не удалось достать материалов о его биографии. Известно лишь, что родился он в 1920 году (15, 4), в 50-е годы был личным секретарем Нейтана X. Норра (СБ 15.03.1993. - С. 25) и членом печально известного Комитета Перевода Нового Мира (17). Среди членов Руководящей Корпорации Милтон Дж. Хеншель - один из самых молодых. Ему всего лишь 78 лет, и он тоже, наверное, уверен, что никогда не умрет.

К оглавлению

Назад

К следующей части


Популярные разделы