Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Диспут со свидетелями Иеговы.

Встреча третья

XIV. О почитании святых



Олег Стеняев

    Православный: У православных не принято отмечать день рождения. Я в день рождения молюсь о своих родителях, и не более того. А "именины" это не день рождения, а день памяти святого, имя которого мы носим. В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13,7).

    Сектант: "Культ святых и поклонение умершим предкам, все это неугодно Иегове.

    Прежде всего, надо отметить, что все умершие лишены сознания: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Ек.9,5,10).

    Поклонение можно оказывать только Иегове Богу: "Ибо не должен ты поклоняться богу иному, кроме Иеговы; имя Его ревнитель; Он Бог ревнитель" (ПАМ Исх.34,14). Так же важно понять, что не может быть никаких посредников в виде человеков, ангелов и Марии: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим.2,5). Сын Божий есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий. Так называемые святые не могут спасти никого, разве только себя. Написано: "Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души" (Иез.14,19-20)."

    Православный: Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами: что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе...

    Сектант: "Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы."

    Православный: ...Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное это понять действительный смысл библейского Откровения.

    В Книге Песнь Песней сказано: "Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец" (Песн.1,7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: "ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и однако не тужил он и там, был верен" (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейский благовест. 2000 г. стр.140). Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4,16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: "Я Бог... Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх.3,6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и ко святым. Он восклицал: "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое" (Пс.15,3).

    Сектант: "Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу.

    Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать ): "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою" (1Тим.5,1-2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: "Дети, повинуйтесь своим родителям в господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6,1-3). Но что подобное доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?

    Православный: Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он (Моисей) ходатайствовал за них (при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству). Сказано: "Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Еги-петской силою великою и рукою крепкою... вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой" (Исх.32,11,13-14).

    Сектант: "Я не разумею, как можно прийти к выводу, что есть ходатайство каких-то мертвецов за живых людей. И как они, неживые, могут слышать живых.

    Даже если принять во внимание ваше заблуждение о том, что они и по смерти живы.

    Но ведь это никак не делает их вездесущими. Как же они могут, одновременно, слышать молитвы произносимые разными людьми и в разных местах? Это просто не возможно. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ."

    Православный: Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: "Я Бог Авраама, и Бог 'Исаака, и Бог Иакова' Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22,32). То есть, они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они воскресли в мире вечном. С другой стороны, если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и во дни своей земной жизни. Так например, ал. Павел, свидетельствовал о себе самом: "ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа" (Кол.2,5).

    Вы говорите что Сын Божий "есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий". Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: "Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими" (Лук. 12,8-9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф.18,10).

    С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и ангелов, учитывая текст из первого Послания Тимофея 2,5 ("Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"), то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос, един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божием и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом - огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатай и посредники.

    Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершатся во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего небесного. Разве я не прав? Сказано: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас" (1 Фес.5,12).

    Сектант: "В нашем переводе этот стих переведен иначе: "Просим же вас, братья, уважать тех, кто усердно трудится у вас, и руководит вами в Господе, и увещает вас". Как вы видите, здесь нет речи о предстоятелях, но говориться об руководителях."

    Православный: Русское слово предстоятель происходит от двух слов: "пред" (то есть впереди), и "стоящий". Что полностью соответствует греческому слову, употребленному в данном тексте proistamenouV), которое дословно переводится, как стоящий впереди.

    Об Аароне и его служении, посредника и заступника пред Господом Богом, сказано: "И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось"(Числ.16,46-48). Причем сам Моисей был посредником между Богом и фараоном (наделенный всеми соответствующими правами). Сказано: "Но Господь сказал Моисею:'смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7,1). Здесь мы ввдим, что и Аарон, находился посредником между Моисеем и народом израильским, совершая служение пророка, говорящего от лица самого Моисея.

    О значимости молитвы умерших святых за живых верующих свидетельствует и следующий стих: "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом" (Отк.8,3).

    Сектант: "А что, если здесь имеются введу только живые святые?"

    Православный: Давайте сравним этот стих из Книги Откровения с другим текстом из этой же Книги: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Снятый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Отк.6,9-10). Здесь мы видим, что убиенные мученики в молитве обращались к Богу по поводу живых своих гонителей. Разумно предположить, что находясь у престола Божия, они молятся и о живых собратьях, своих по вере.

    Смерть не отлучает человека ни от Бога и ни от Церкви его, и тем более от возможности в молитве обращаться ко своему Господу. И если во дни своей земной жизни, человек может молится, за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них. Ведь все мы во Христе, и живые и мертвые христиане, составляем одно тело, о котором и сказано: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12,26-27). Мы страдаем на земле, они славятся на небесах. Посему в православной традиции, Церковь земная называется воинствующей и странствующей, а небесная называется торжествующей, но все мы составляем одно Тело под одной Главою. Как и сказано: "И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток" (Кол. 1,18). А мертвые мы или живые, мы продолжаем оставаться членами Единого Тела: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14,7-8). В Книги Варуха сказано: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою" (Вар.3,4).

    Сектант: "Но этой книги нет в Еврейских писаниях..."

    Православный: Эта древняя библейская Книга написана в пятом году от разрушения Иерусалима, т. е. около 583 года до Р. X.

    В 1902 году известный гебраист архимандрит Антонон (Грановский), опубликовал еврейскую реконструкцию текста этой Книги, неоспоримо доказав ее еврейское происхождение. Что и подтвердилось во время обнаружения кумранских текстов, среди которых и были найдены еврейские фрагменты этой Книги. Собственно говоря у евреев только Тора (Пятикнижие Моисея) является каноническим текстом.

    С другой стороны, канон всех книг Библии - это дело Вселенской Церкви. Ни Поместная церковь (та или иная), ни синагога, ни Лютер, тем более ни корпорация "Сторожевая Башня" - не могут определять канон книг Ветхого и Нового Завета. Есть решения Поместных и Вселенских Соборов по данному вопросу, и только они имеют для нас значение. А если вы не признаете решения этих соборов по вопросу о каноне книг Библии, то тогда ставьте под сомнение и канон новозаветных книг. По крайней мере - это будет для вас и последовательно, и "логично". Правда, с чем вы тогда останетесь... Впрочем... С чем бы вы не остались, как я уже наглядно показал, вы общаетесь не с Библией, а со своим собственным, а следовательно, и субъективным пониманием Писания...

    Сектант: "...А... вот... ваше поклонение Марии. Чем вы его можете объяснить или оправдать?

XV. О почитании Девы Марии


    Православный: Я ждал и этого вопроса и постараюсь, насколько только возможно, точнее ответить и на него.

    Прежде всего, из новозаветных писаний, мы видим, что ее можно и нужно называть Богородицею. Сказано: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1, 43).

    Сектант: Слово "Господь" не всегда означает "Бог", и в еврейском, и греческом языках. Хотя они и похожи, например, в еврейском языке - Адонай (Господь) адоним (господин). Впрочем, как и в греческом..."

    Православный: ...В том тексте, о котором мы говорим (Лук.1,43), здесь, в греческом оригинале стоит слово Kuriou (Господь), то же самое слово, которое в греческом Писании используется и по отношению к Единому Богу. Так например, в известном стихе от Марка -12,29 ("Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый"), это слово KurioV (Кириос) означает то же, что и слово QeoV (Феос) Бог;

        kurioV - Господь

        QeoV - Бог

        hmwn - наш

        kurioV - Господь

        eiV - один

        estin - есть (Мк.12,29).

    Изначальный смысл слова kurioV происходит от слова kurieuw, которое означает - иметь силу, власть; и даже в форме kurioV - царь. Использование этого слова в Новом Завете не оставляет для нас сомнения, что оно означало для первых христиан, именно "Господь", а не "господин". Для уяснения данной позиции достаточно обратить внимание на следующий стих: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор.12,3). Слова kurioV ihsouV (Господь Иисус) не могут в данном контексте означать "господин Иисус", иначе они бы не произносились как результат работы Духа Святаго, в сердце человека. Хотя в некоторых греческих текстах, это слово так и понимается (o kurion - господин, владыка), но только не в тех новозаветных текстах, где говориться о Христе. И здесь ваше учение об именах-титулах ничего не объясняет, а напротив, вносит целый рад неточностей, вопросов и недоумений.

    Но вернемся к вопросу о Пресвятой Деве Марии, Богородице. Я хочу задать вам несколько вопросов, если конечно вы согласны.

    Сектант: "Да..."

    Православный: Хорошо. Вы знаете, какое значение Библия придает любви к Богу.

    Сектант: "Да. Конечно знаю."

    Православный: Скажите, кто может любить Сына Божия родительскою любовью?

    Сектант: "Только Бог..."

    Православный: ...а пресвятая Дева Мария?

    Сектант: "Только в том смысле, что Христос не только Сын Божий, но и Сын человеческий."

    Православный: Ответьте на вопрос: Кто может называть Иисуса Христа сыном Своим возлюбленным?

    Сектант: "Я понимаю, что вы имеете в виду. И соглашусь с вами. Называть Иисуса Христа Сыном может и Бог и Мария."

    Православный: Правильно. Вот почему, говоря о Деве Марии, мы почитаем ее выше херувим, выше серафим и выше других ангел, архангел и всех человеков. Сразу, после Бога, оказывается она, вознесенная своей особой Любовью к Творцу мира, на необычайную высоту. Высоту родства с Безначальным.

    Ни ангел, ни архангел, никакая другая тварь не может любить Иисуса Христа, родительской Любовью. Никакая тварь не может назвать Его своим Сыном. Только Дева Мария и безначальный Бог Отец имеют, такую Любовь и причастны к такому сродству.

    Я хочу задать вам еще один вопрос: Вы почитаете Деву Марию?

    Сектант: "Мы не считаем Марию - мать Иисуса, "богородицею". Бог не имеет начала: "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог" (Пс.89,3). И еще: "Царю же вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу да будет честь и слава во веки веков. Аминь" (ПНМ 1 Тим.1,17). Я не очень понимаю суть вашего вопроса: Что значит "почитать" Марию? Какой смысл вы вкладываете в это слово?"

    Православный: Давайте определим, какой смысл этого слова "почитание" по отношению к Деве Марии мы - можем обнаружить в самом Писании.

    Прежде всего, я хочу предложить вашему вниманию следующий текст: "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение .Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его" (Лук.1,41-49). Здесь говорится о том, что когда Мария пришла к сроднице своей Елизавете, та исполнилась Духа Святого, и ее еще не рожденный младенец взыграл от радости. Само по себе, это великие чудеса. Далее. Мы видим, что Елизавета, называет Марию матерью Господа и называет ее блаженной. Сама же Мария пророчествует о себе, говоря "отныне будут ублажать Меня все роды". И так как это пророчество записано в Священном Писании, оно является частью всего Божественного Откровения, предложенного роду человеческому в Духе Святом. Мы именно ублажаем Деву Марию. И все христиане, которые последуют библейскому Откровению, должны это делать. Эти слова и пророчество о начале всенародного почитания Девы Марии, и Господень призыв к действию...

    Сектант: "...Наш перевод того стиха, на который вы обратили внимание, несколько иной: "потому что он обратил внимание на незначительность своей рабы. Ибо вот, отныне все поколения будут называть меня счастливой" (ПНМ Лук.1,48). Как вы видите, при таком переводе смысл несколько меняется."

    Православный: epebleyen epi - означает "смотрю с намерением", с намерением сделать, что-либо лучше; здесь этот глагол означает, что Бог хочет изменить смиренное положение Марии. Слова apo tou nun, - переведенные у нас как "отныне", дословно переводятся, как - "отныне и всегда" (в славянской традиции: "ныне и присно"), "впредь". Смысл их очевиден, они свидетельствуют о том, что возникает во времени, непрерывная отныне традиция почитания Девы Марии. Слова makariousin me означают: "будут называть Меня блаженной". Здесь слово "называть", означает и признавать; слова pasai ai geneai , означают: "все последующие поколения". Дословный перевод всего стиха будет следующий: "потому что Он обратил взгляд на - ничтожность - рабы Его. Вот ведь отныне будут прославлять как блаженную Меня все поколения". Здесь мы видим и глубину смирения Пресвятой Девы, и высоту ее Божественного призвания.

    Как в ваших поколениях почитают или ублажают Деву Марию?

    Сектант: "Я могу сказать, что с признательностью отношусь к Марии."

    Православный: Ваш ответ напомнил мне заявление безбожника Зюганова. На вопрос, как он относится ко Христу, лидер российских коммунистов ответил: "я его уважаю". Только можно догадываться, что он имел в виду...

    Само слово "ублажать" имеет и ветхозаветные ссылки. Так например, следующий стих из Псалтири: "будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его" (Пс.71,17). Контекст для рассматриваемого слова в данном стихе предлагает нам следующие его характеристики. Ублажать, означает: вечно благословлять имя, сохранять его значимость во всех грядущих поколениях, и благословлять этим именем все народы земли.

    Есть ветхозаветные пророчества о том, что Мария и в рождестве, и по рождестве оставалась Девою. По первому вопросу: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7,14). По второму...

    Сектант: "По первому вопросу мы с вами согласны. Она была девою в момент рождения ее Сына..."

    Православный: ...По второму вопросу: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" (Иез.44,2).

    Сектант: "Но как же, Сам Христос называл Марию женою: "Иисус же сказал ей: "Что тебе до меня, женщина? Мой час еще не пришел"" (ПНМ Ин.2,4), подобное и в вашем переводе ("что Мне и Тебе, Жено"). Да, когда рожала, была девою, потом стала женщиною и имела детей."

    Православный: Это ваше истолкование, которое не подтверждается ни новозаветным повествованием, ни ветхозаветными пророчествами. Выражение "братья Господни", есть свидетельство о детях праведного Иосифа, которому Пречистая Дева была только обручена. А то, что она действительно называлась женою, свидетельствовало об исполнении пророчества изреченного о Ней и Ее семени, в Раю: "и вражду положу между тобою и между женою... между семенем твоим и между семенем ее" (Быт. 3, 15).

    Само Евангелие произошло из сердца Девы Марии...

    Сектант: "...Никогда пророчества не произносились по произволению человеков, тем более Евангелие."

    Православный: И здесь вы неправы. Сказано: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лук.2,51). Христос прибывал, как мы прочитали в повиновении у Пресвятой Девы и праведного Иосифа. Но и в предсмертную минуту заботился о Матери Своей: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин. 19,26-27). Здесь в лице ап. Иоанна Он всех нас усыновил Пресвятой деве... Разве вы ослепли!!!

    ...Почитали Деву Марию не только человеки но и ангелы. Сказано: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лук. 1,28).

    Сектант: "Вы говорите о Марии с таким почитанием, я даже смущен... вы что верите в то, что она вас спасает. Я слышал, как в храме молились, обращаясь к ней "спаси нас"

    Православный: Спаситель Христос, Она виновница нашего спасения. Нечто подобное сказал однажды, уже о себе и ап. Павел: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор.9,22). Впрочем, любой христианин призывается к тому же: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим.4,16).

    Сектант: "Вы с такою значимостью произнесли этот стих... это ваш любимый стих?"

    Православный: Да... Ведь сказано: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10,17).

К оглавлению

Назад


Популярные разделы