Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Мужи Апостольские[1].



    Церковные писатели, которые были или считались учениками апостолов. Они составляют переходную группу от авторов новозаветных писаний к апологетам 2 в. По содержанию произведения их крайне непритязательны; форма их также незатейливая. В состав их входят: 1) «Учение двенадцати апостолов»; 2) «Послание церкви Божией, пребывающей в Риме, к церкви Божией, пребывающей в Коринфе, или Первое послание Климента к Коринфянам»; 3) «Послание Варнавы»; 4) «Послания Игнатия Богоносца»; 5) «Послание Поликарпа Смирнского»; 6) «Пастырь Ерма» и 7) «Изъяснение Господних изречений» Папия Иерапольского.

    1) «Учение двенадцати апостолов» открыто греческим митрополитом Вриеннием в 1883. В начальной церкви это произведение пользовалось высоким авторитетом, употреблялось при богослужении и для наставления оглашенных. Появилось оно в конце 1 в. (по Функу, 80-100-е гг., по Цану, 80-130-е гг., по Вриеннию, 120-160-е гг., по Гарнаку, 131-165-е гг.). Открытие этого памятника вызвало множество превосходных монографий, во главе которых стоят работы Гарнака, Цана, Функа, Шаффа. Наша богословская литература отозвалась диссертацией Карашева «Учение двенадцати апостолов» (М., 1896; имеется текст и перевод).

    2) «Послание к церкви коринфской» предание настойчиво приписывает Клименту (ум. ок. 100). Нет серьезных оснований оспаривать это предание. Написано послание в 96. (См. Приселков, Обозрение посланий св. Климента к Коринфянам, 1888.)

    3) «Послание Варнавы», по преданию, написано тем лицом, о котором мы знаем из посланий Павла и из «Деяний». Послание в свое время пользовалось большим уважением и в списках ставилось непосредственно после книг новозаветного канона. Содержание послания не позволяет, однако, приписывать его спутнику Павла. Оно было пущено в обращение под именем Варнавы в конце 1 или начале 2 в. (по Функу - при Нерве, по Гарнаку - при Адриане).

    4) С именем Игнатия Богоносца Антиохийского, замученного при Траяне, известно много посланий, но из них подлинными считаются только семь - к церквам Эфеса, Магнезии, Траллеса, Рима, Филадельфии, Смирны и к Поликарпу. Автор отправляет их по дороге на место суда и казни в Риме. Одной из характерных черт этих посланий является их епископализм: автор зовет церкви под знамена иерархии для успешной борьбы за существование.

    5) «Послание Поликарпа к Филиппийцам» принадлежит, по свидетельству Иринея (конец 2 в.), ученику Иоанна Богослова. Поликарп пострадал в Смирне в 155 или в 166. Дата эта возбуждает споры и вызвала громадную литературу (см. Лебедев, «Эпоха гонений», изд. 2-е). Послание состоит из 14 глав. Из них последние (начиная с 10-й, кроме 13-й, помещенной в «Церковной истории» Евсевия) дошли до нас в древнелатинском переводе.

    6) «Пастырь Ермы» - самое значительное по объему произведение разбираемого типа. Оно написано в Риме на греческом языке мирянином Ермой ок. 145 и получило свое название оттого, что ангел, сообщающий автору откровение, являлся ему в виде пастыря. Книга распадается на три части: первая содержит пять видений, вторая - 12 заповедей, третья - десять подобий. Книга сначала пользовалась большим уважением, но борьба с монтанистическим профетизмом оттеснила ее из-за апокалиптического характера на второй план.

    7) Папий Иерапольский, по сообщению Иринея - ученик апостола Иоанна и друг Поликарпа, жил приблизительно между 75 и 150. Он поставил себе целью собрать изречения Иисуса и рассказы о его деяниях, какие он мог получить от учеников апостолов. От его работы, появившейся ок. 140, уцелели только отрывки в разных сочинениях. Собраны они Гарнаком, Функом и др. Сочинения А. М. вышли во многих изданиях.

Назад

К оглавлению

Популярные разделы