Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Символы веры раннего Христианства.



    Здесь Вы сможете найти отдельные выдержки из сочинений ранних христиан, в которых они выражают не свои частные взгляды, а в кратце излагают веру Церкви.

    Символ веры - краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином.

    Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей:

  •  Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т.е. вера в Троицу.

  •  Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения.

  •  Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение.

  •  Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем.

  •     Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из-за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры.

        Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь - это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: "Вы познаёте Духа Божия так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это - дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь он уже в мире (1 Ин. 4:2-3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова.

        Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II-го века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух - это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух. Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

        Позднее в 325 году на 1-ом Вселенском соборе в Никее и на 2-ом Вселенском соборе в Константинополе был выработан символ веры, который явился отражением более ранних символов веры, и который был принят Церковью повсеместно.

        В 1054 году произошел раскол, положивший начало Католической и Православной Церкви. Сам раскол произошел по причине введения западной Церковью в символ веры единственного слова и в Сына[1]

        В 1517 год положил начало рождению Протестантизма. Протестанты в силу своего противостояния католикам, пытались очистится от всего, что им казалось католическим в Церкви, а потому отказались от древнего символа веры, заменив его на апостольский[2].

  • Апостольский символ веры

  • Символ веры Иринея Лионского

  • Символ веры Тертуллиана

  • Символ веры Григория Чудотворца

  • Символ веры Дионисия, папы Римского

  • Символ веры Афанасия Александрийского


  • К оглавлению

    Популярные разделы