Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Пасха.



    ПАСХА[1], главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти Иисуса Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, коща, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов Церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа. По учению Церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз Иисуса Христа, почему в Св. Писании Иисус Христос называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным. Пасхой (1 Кор. 5:7, Ин. 19:33, 36, Исх. 12:46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы Церкви, которые даже самое название П. производят не от еврейского «песах» (арамейское «пасха»), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein - страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть Иисуса Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.; но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14 нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери Иисуса Христа.

    Указание на существование П. как особого праздника еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М. Голубев, «Обозрение 1-го послания к Коринфянам») видит в словах апостола (1 Кор. 5:7-8): «наша П. за нас пожрен Христос... будем праздновать (eortazwmen) не в квасе ветхом...» По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам отцы Церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один специально избранный период или день. Ерм в «Пастыре» (кн. III, подобие V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, а Тертуллиан («De corona mil.», гл. Ill) - о воскресном дне недели как дне радости и веселия, коща не было ни поста, ни коленопреклонении, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа. С течением времени, еще во 2 в., чествование этих событий сконцентрировалось в два специальных праздника, которые оба назывались пасхой: П. в честь смерти Иисуса Христа - pasca staurosimon, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова - pasca anastasimon, pascha resurrectionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П. воскресной продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения Иисуса Христа, во и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы.

    Чем более обособлялась Церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П. (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазийских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих П. в этот день называли - в церквах, образовавшихся из язычников,- иудействующими, квадродециманами. На Западе никоща не связывали празднования П. с П. иудейской и совершали ее в первый после полнолуния воскресный день, а не в пятницу. Чем далее, тем более П. в церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Это различие повело к спорам между Востоком и Западом - т.н. «пасхальным спорам», длившимся между азийскими епископами и Римом с конца 2 в. в продолжение всего 3 в. В 160 Поликарп, епископ Смирнский, посетил Аникиту, епископа Римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 происходили споры о том же в Азии; против квадродециманов писали Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардийский, доказывавшие, что Иисус Христос умер 14 нисана и потому не мог вкушать П. еврейской в год своей кончины (Евсевий, «Церк. история», IV, 26, 3). По настоянию римского епископа Виктора собраны были для рассмотрения вопроса соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тоща Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до Никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (правило 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления (см. Пасхалия). Евсевий в «Церк. истории» говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 отлучил от церкви этих «иудействовавших».

    От 4 в. сохранились свидетельства, что обе П.- crucificationis и resurrectionis - соединялись и на Востоке и на Западе вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня Светлого Воскресения, которому праздник crucificationis предшествовал. Не ранее как в 5 в. название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, причем чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название «царя дней», «праздников праздника». Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме верные в известные моменты восклицали, обращаясь друг к дру1у: «Господь воскрес! Воистину воскрес!». Императоры по случаю праздника давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. П. празднуется с особенной торжественностью, по особому чинопоследованию. Особенности этого чина: обилие каждения и света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрене имеют зажженные свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т.д.

    Богослужение воскресению Христову начинается уже в Великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрене. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах: «друг друга обымем, рцем, братие», бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (1:1-17) о божестве Иисуса Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Ин. 20:19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних отцов Церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии («Христос воскресе!») верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Маздалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос воскресе!» и с этих слов начала свою проповедь (см. Константин Экономил, О начале обыкновения употреблять красные яйца во время П., пер. с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос (кулич), и носить его в день П. в притвор церкви для освящения вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви, празднующей победу Иисуса Христа над смертью и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников.

    ПАСХА (греч. pasca, эллинизированная форма арамейского «пасха» от евр. песах; также хаг-хаммаццот, «праздник опресноков»; eorth twn azumwn, solemmtas azymonnn), один из трех великих праздников иудейских, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Праздник этот был назван П. (от евр. песах - прохождение, пощада) для обозначения того момента, козда ангел погубляющий, видя кровь агкца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил первенцев еврейских (Исх. 12:12-13). П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (агнец этот называется П.) из овец или коз, без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день, а кровью его помазаны оба косяка двери и верхняя перекладина. Впоследствии вместо помазания косяков дверных священники кропили жертвенной кровью жертвенник во дворе скинии или храма (2 Пар. 30:16-17; 35:П). [...] К отличительным особенностям праздника П. относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых, под опасением истребления из среды Израиля (Исх. 12:15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т.е. чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, т.е. то, что христиане через П.- Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую П. «в безквасии чистоты и истины» (I Кор. 5:7-8). По изъяснению Свящ. Писания Нового Завета, агнец пасхальный как жертва Богу прообразовал Иисуса Христа, который есть «Агнец Божий, берущий грехи мира» (Ин, 1;29)«от сложения мира «закланный» (Откр. 13:8), принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1 Кор. 5:7). Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа и вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Несокрушение костей агнца прообразовало неперебитие голеней Иисуса Христа на кресте (Ин. 19:33-36). [...]


К оглавлению

Назад

Популярные разделы