Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Сретение Господне.



    СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ[1]. По ветхозаветному закону, в 40-й день по рождении младенца-первенца мужского пола мать приносила его в иерусалимский храм, чтобы принести от себя жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея каждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена была в 5 сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария с младенцем Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Св. Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Праздник отнесен на 2 февраля (по старому стилю), потому что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу. Словами Симеона «свет к просвещению язычников и славу Израиля» объясняется тот факт, что католическая церковь праздник С. Г. с незапамятного времени называет Chandeleur, т.е. светильник, а также праздником Симеона.

    Установление праздника восходит к глубокой древности; о нем ясно упоминают отцы 3 и 4 вв., особенно св. Григорий Нисский (беседы на С. Г.). К 5 в. восходят некоторые церковные песнопения на день С. Г., составленные Анатолием, патриархом Константинопольским. Собственно торжественное празднование его началось в церкви западной и восточной в разное время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496) или св. Григорию Великому (600), или полагают, что этим путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник луперкалий, который падал на месяц февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В Восточной церкви начало торжественного чествования праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое - землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много народа. По поводу этих бедствий в праздник С. Г. в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - и бедствия прекратились. В благодарное воспоминание об этом церковью установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей). В 7 в. Андрей Критский, в 8 в. Козьма Маюмский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в 9 в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. Г. священные песнопения, и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Г. с предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля, если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется столько дней, сколько остается до поста. Если праздник приходится на первую седмицу Великого поста, то он совершается в воскресный день, предшествующий четыредесятнипе.

    См. прот. К.Т. Никольский, Пособие к изучению устава богослужения правосл. церкви, 5 изд., 1898; П. Лебедев, Наука о богослужении православной церкви, ч. 2, М., 1890; прот. Г.С. Дебольский, Дни богослужения православной кафолической восточной церкви, т. 1, СПб., 1882.


К оглавлению

Назад

Популярные разделы