Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


О посте.



Алексей Рассказов

    Каждый год перед праздником Пасхи христиане подготавливают себя к встрече этого великого праздника постом. Что такое пост? Для чего он нужен? Что он дает?

    Многие люди воспринимают пост, как очищение организма, средство для похудения или что еще хуже, воспринимают его как отказ от пищи (мяса, молока, яиц и т.п.).

    Но является ли простой отказ от мяса постом? Дает ли это что-то для христианина? Нет. Пост - это подготовка к встрече Господа, когда человек осмысливает свою жизнь, свой пройденный путь, всматривается в себя и пытается понять, на каком этапе этого пути он находится. Чем ближе человек к Богу, тем сильнее его осознание своей греховности. Святые считали себя самыми грешными людьми на земле. Восприятие поста, как отказа от каких-либо видов пищи, неправильно. Здесь важна именно его духовная сущность. Если человек постится не для Бога, если он не очищает свою душу, приготовляя себя к встрече с Ним, он ничем не лучше фарисеев, которые во внешнее влагали весь смысл, забывая о духовной его сути.

Мф. 6:16-18 Когда же поститесь, не делайтесь как лицемеры сумрачными; ибо они искажают лица свои, чтобы показать себя людям постящимися. Истинно говорю вам, они получили награду свою. Ты же, постясь, помажь твою голову и лицо твое умой, чтобы показать себя постящимся не людям, но Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе.

    В этих словах Господь говорит о том, что внешнее проявление поста бессмысленно. Если постишься делай это так, чтобы не выставлять это напоказ, но это не означает сокрытие его ото всех, а то, что если не ради Бога, а ради себя, т.е. людей показать себя людям постящимися.

    В Евангелии Господь приводит пример того, что внутреннее, искреннее самоуничижение гораздо выше поста и многих добрых дел:

Лк. 18:10-14 Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу: два человека вошли в храм помолиться, один - фарисей, а другой - мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: „Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: „Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесен будет.

    Фарисей соблюдал гораздо больше чем этого требовал закон Моисеев, но его гордыня, его превозношение над мытарем, унизило его в глазах Бога, Который зрит в сердце человека, и судит его не по внешности.

    Пост это путь к Богу, закрытый ото всех и понятный, как правило, только одному идущему этим путем. У каждого он свой, и в силу того, что мы разные нет одинаковых путей, у всех он индивидуален.

    Для чего нужен отказ от пищевых продуктов, если внешнее не так важно по сравнению с духовным. Может быть в этом случае поститься духовно? Многие протестанские организации так и поступают. Но правильно ли это? С одной стороны, пост предписан самой Библией: сорок дней постились Моисей, Илия. Постились все праведники Ветхого Завета. Иоанн Креститель, являвшийся постником, назван Иисусом величайшим из рожденных женами (Мф. 11:11). Постился Сам Господь Иисус Христос перед выходом на служение. Постились и апостолы. Павел пишет об этом:

2 Кор. 6:3-6 Никакого ни в чём не даем мы повода для претыкания, чтобы не подверглось посмеянию служение, но во всём мы о самих себе заверяем, как Божий служители: в терпении великом, в скорбях, в нужде, в тесноте; под ударами, в тюрьмах, в смутах; в трудах, без сна, в постах; в чистоте, в знании, в долготерпении, в благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной.

    Апостола Павла вряд ли кто-то сможет заподозрить в том, что он был предрасположен к обряду более нежели к духовному. Павел же призывает нас подражать ему, как он подражал Христу (1 Кор. 11:2). Таким образом пост - библейское установление, пренебрежение им - пренебрежение Евангелием.

    С другой стороны, как показывает опыт, человеку всего дороже то, что он сделал своими руками, и чем больше сил, времени он в это вложил, тем выше в его глазах ценность дружбы, или какого-либо предмета сделанного им. Недаром дружба проверяется временем ("пока пуд соли не съешь"), а также самопожертвованием ради друг друга, и чем больше проявлений последнего было, тем более дорогими в наших глазах отношение к нашим друзьям, близким.

    В отношениях с Богом происходит нечто подобное. Библия говорит нам:

Иак. 4:4 Прелюбодействующие, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто захотел бы быть другом миру, тот становится врагом Богу.

    Все что привязывает нас к миру, отрывает нас от Бога, встает преградой между нами и Им. Эту преграду воздвиг сам человек (более подробно смотрите в статье О воплощении Бога Слова и нашем спасении). Пища, по свидетельству апостола Павла, тоже может быть богом для человека. Таким образом обжорство является некоей формой идолопоклонства (смотрите Флп. 3:19). Любой отказ от удовольствий мира сего, вредных привычек приближает нас к Богу. Идеал любви по Евангелию выглядит так:

Ин. 15:13 Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих.

    Именно так возлюбил нас наш Бог Иисус Христос, отдавший Себя ради нас на смерть. В этом сила Евангелия в отличии от других религий, в которых Бог не идет далее милосердного отношения к человеку, не позволит Себя измарать человеческим рукам. Бог Библии лучше любого друга, Он умирает за нас, когда мы были грешниками. С нашей стороны необходимо ответить также. Это требование обычной человеческой благодарности.

    В Ветхом Завете человек должен был приносить десять процентов от своих доходов Богу. Великий пост длится сорок дней, отсюда название "святая четыренадесятница". Сорок дней - это приблизительно десять процентов от дней в году. В этот период от христианина требуется проанализировать свой путь к Богу, подвести некие итоги. Для этого необходимо больше времени на чтение Библии, духовной литературы, а также самого необходимого это общения с Богом в молитвах.

    В течении этих дней Церковь вспоминает великих святых древности подвизавшихся подвигом поста Григорий Палама (обосновавший возможность видения Бога, подобно тому как Его видели апостолы при Преображении Господа), Иоанн Лествичник (автор аскетического произведения "Лествицы" - по-русски лестницы, ведущей в рай. Эта книга является правилом для монахов, в ней подробно описываются проявления страстей человеческих, и способы борьбы с ними), Мария Египетская (последняя была блудницей (проституткой в современной смысле этого слова), но впоследсвтвии она принесла плоды достойные покаяния, и явила великий пример благости Божьей, находясь в святцах Церкви среди великих святых). На третьей неделе (воскресенье) великого поста совершается почитание честного креста Господня, ибо его силою по вере побеждается силы диавольские, обуревающие всех тех, кто подвизался идти за Христом. Заканчиваются эти сорок дней входом Господним в Иерусалим, за неделю до смерти Христа. В этот день люди приносят в храм пальмовые ветви (в наших широтах, начинающие цвести ветви вербы), вспоминая как при встрече Господа люди постилали под Его ноги пальмовые ветви.

    Замыкает эти сорок дней "страстная неделя", когда Церковь вспоминает последние дни из жизни Иисуса Христа. Каждый день Церковь шаг за шагом подводит нас к Пасхе своими особыми богослужебными чинами. Богослужение поста очень отличается от обычного богослужение вне великого поста. Здесь практически нет пышности. Священнослужители облачаются в темные одежды, мало поет хор, чаще слышен монотонный голос псаломщика, совершаются колепреклоненные молитвы, более долго идут службы. Все это лучше позволяет проникнуть внутрь себя и задаться вопросом, некогда заданным Адаму Богом: "Где ты?" Где моя душа? Что с ней? Каковы мои отношения с Богом? С близкими? Что я сделал, чтобы исправить свой грех? В Библия и Отцы учат нас делать обратное совершенным нами грехам. Вспомните слова мытаря Закхея:

Лк. 19:8-9 Вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо. И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов.

    Если ты раньше блудил, веди целомудренный образ жизни, если воровал, верни по возможности то, что украл, или по крайней мере отдай это нуждающимся, и т.д. и т.п. Сотвори плод покаяния, как учит нас великий постник древности Иоанн Креститель. Важно помнить, что плод покаяния нужен не Богу, Бог и так принимает нас как своих сынов по своей милости, это необходимо нам. Нужно встряхность с себя всю эту грязь, ветхость, гнилость, чтобы в чистоте сердечной приблизится к Богу.

    Необходимо примириться со всеми. Последний день перед началом поста - "прощенное воскресенье", в этот день люди просят прощение друг у друга. Для чего это делается? Это не дань традиции, это прямое повеление Христа:

Мф. 5:23-24 Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, - оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

    Любое доброе дело только тогда будет угодно Господу, когда оно делается в мире со всеми. Апостол Павел говорит, что ни одно чудо не имеет смысла, если человек не имеет любви к ближнему, апостол Иоанн утверждает, что если мы не любим ближнего, мы не любим и Бога (смотрите 1 Кор. 13:1-7; 1 Ин. 4:20). Евангельская любовь подрузамевает под собою отказ от себя ради другого человека, но если мы что-то имеем против него, осуждаем, мы уже не в мире с ним. Кажется, Паскалю принадлежат слова, что если бы "люди знали, что о них говорят и думают, в мире не нашлось бы и пары друзей". Как бы мы не уважали своих близких и друзей, у нас всегда есть что-то в чем мы их осуждаем, делаем это порой подневольно. Именно поэтому нам необходимо искренним сердцем примирится со всеми, ради любви ко Христу:

Кол. 3:13 терпя друг друга и прощая взаимно, если кто на кого имеет обиду: как и Господь простил вам, так и вы.

    Как мы видели выше, Церковь ведет нас к празднику, празднику Святой Пасхи. Точно также как Ветхом Завете Моисей вывел народ Израиля из Египта и вел их по пустыне в землю обетованную. Сорок лет блуждания по пустыни, пророчески обозначили сорок дней поста Спасителя, Который через скорби и смерть ввел нас в Царство Небесное. Если понимать эти события духовно, то израильтяне это мы. Выход из Египта - отказ от греховной жизни. Сорок лет - сорок дней. Блуждание по пустыни - пост. Земля обетованная - Царство небесное.

    Пост - это путь цель которого не сам пост, цель в конце этого пути. Пасха есть свидетельство всем нам, что наша жизнь не закончится со смертью, что смерть это только начало настоящей жизни, но эта жизнь зависит от нас. Если мы всю жизнь грешили, а любой грех это проявление эгоизма, своего я, который ведет к расколу со всеми, ограждает ото всех, то потом мы окажемся одни на вечность. Ад - это не огонь, не пытки, нет все гораздо проще - это вечная камера-одиночка, которую мы выбрали сами. У одного из отцов как-то спросили, что есть ад. В ответ на это он предложил заперется в келье, в полной темноте, лечь, ни с кем не разговаривать, ничего не читать, ни чего не делать. А потом добавил, не пройдет и трех дней как Вы увидите, что Вас начнут грызть собственные страсти. Одиночество - это то, чего все бояться, человек социален, он немыслим без общества, остаться одному гораздо хуже дантовских мучений.

    Холоду одиночества противопоставляет себя праздник Пасхи. В этот день мы привествуем друг друга словами "Христос воскресе", мы верим, что после смерти будет всеобщее воскресение, где мы будем совместно славить Господа, где не будет болезней, печалей, проблем.

    Пост помогает лучше понять смысл праздника, ибо когда человек отказывается на время от удовольствий, от некоторых видов пищи, праздник становится для него некоей реальностью, объяснить которую очень трудно, это можно только лишь почувствовать. Любое удовольствие перестает быть таковым, когда оно становится постоянным явлением нашей жизни. После долгой разлуки отношения между друзьями, супругами становятся ярче, насыщенней. Также и пост дает нам вновь почувствовать радость жизни, делает более ярким сам праздник.

    Пост помогает нашей молитве возносится к Богу. Очень трудно молится с полным желудком, ибо его тяжесть притягивает к земле, мешая вознестись к небу. И это некрасивые слова, это реальность. Любой человек, который молится, может это подтвердить.

    Напоследок, хотелось бы высказать несколько слов о том, кому Церковь запрещает пост: беременные и кормящие, дети, люди страдающие хроническими заболеваниями, а также тем, кто работает с тяжелыми физическими нагрузками. Учащимся благословляется вкушение рыбы (кроме первой и последней седмиц поста, а также по средам и пятницам). Духовник также может облегчить пост, помните послушание выше поста и молитвы.

    Также важно следующее, если Ваша жена, или Ваш супруг не постится, Вы не должны заставлять другого делать тоже самое. Если пост вносит в дом раздор - такой пост не угоден Богу. Если же Вам трудно готовить одновременно и постную пищу, и обычную, то пусть постом для Вас будет ограничение себя в скоромной пище. Тоже самое касается супружеских отношений нельзя отказываться от них, если на это нет обоюдного согласия, помните слова апостола Павла:

1 Кор. 7:3-5 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

    Выше говорилось, что пост не в еде, а желании идти к Богу. Если Вам трудно по-началу отказаться от мясных продуктов, то пусть постом для Вас станет в ограничении удовольствий на время поста, постарайтесь по возможности чаще бывать в храме. Сведите к минимуму просмотр передач, чтение газет. Постарайтесь больше читать духовной литературы. Помогите близким, бедным людям по мере Вашей возможности.

    Для тех же кто считает, что пост именно в еде, можно привести следующий отрывок из патерика. Точно не помню, но кажется Антонию Великому явился бес. Он спросил у него: - Чем вас победить? Молитвой? На это бес сказал: - Мы не молимся.

    - Постом?

    - Мы не едим.

    - Бдением?

    - Мы не спим.

    - Так чем же.

    Тогда бес ответил, только смирение является страшным орудием против нас. Мать грехов гордыня, смирение добродетель противоположная ей. Еда не играет в этом никакой роли. Один из современных старцев на вопрос о том, что можно есть постом, а что нельзя ответил оригинально: главное людей не ешь. Понятно, что не каннибализм понимался под этими словами. А то порой и так бывает, ходит человек в храм, поститься, молиться, а на людей срывается, подобно злой собаке. Без любви к ближнему все эти подвиги лишены смысла. Пусть Господь даст Вам любви и смирения, чтобы этот пост возвысил Вас духовно и улучшил Ваши отношения между Богом и ближними.

К оглавлению

Назад


Популярные разделы