Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Диспут со свидетелями Иеговы.

V. РУКОПОЛОЖЕНИЕ



Олег Стеняев

    Православный: Мне известно, что у вас нет рукоположения как такового. Думаю, это обстоятельство ставит вас в противоречивое положение по отношению к тем библейским текстам, где говорится о рукоположении. Библия учит, что чрез рукоположение подается дух премудрости и право повелевать (начальствовать в народе Божьем): "И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею" (Втор.34,9). Чрез рукоположение подавалась благодать Божия, и такой порядок был установлен Самим Богом: "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына-Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою... и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевы" (Чис.27,18,20). Св. апостолы были призваны на служение Самим Господом, и Он Сам передал им власть совершать Таинства: "Иисус же сказан им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго" (Ин.20,21-22); "Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери... И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет"(Мр.1б,14-1б). Но даже призванный, непосредственно, Христом ап. Павел (Деян.9,1-8), нуждался в возложении рук (лат. конфирмация) для исполнения Духом Святым: "Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился" (Деян.9,17-18). Позже он был рукоположен на служение благовестника в Церкви: "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян. 13,2-3). Рукоположение дало ап. Павлу право епископа рукополагать других: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14,23).

    Сектант: В нашем переводе этот текст звучит несколько иначе: "Также они назначили им в каждом собрании старейшин и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали"(Н.М.- Деян.14,23). Как видите, здесь нет слова "рукоположение". По-гречески слово ceirotonew) означает, как сказано в словаре А.Д. Вейсмана, подачу голоса в народном собрании посредством поднятия руки или избрание, утверждение кого-либо в должности.

    Православный: Это не совсем верно, ибо в апостольской Церкви, как впрочем и сейчас, посвящение совершалось через возложение рук, это традиция шла из Ветхого Завета. Мы читали об этом. Если мы посмотрим текст про рукоположение Павла, то сможем убедиться в этом: "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян. 13,2-3). Здесь по-гречески говорится: "epiqenteV taV ceiraV, что дословно означает: epiqenteV положили, возложили, взвалили (от греч. глагола "epitiqhmi") taV ceiraV руки". Других вариантов в данном случае нет, а поэтому верен Синодальный перевод, когда говорит о рукоположении. Также известно из истории Церкви, что избрание кандидатов на священство всегда предшествовало рукоположению. Странно, что переводчики "Нового мира" перепутали первое со вторым. Итак, продолжим.

    Рукополагать и конфирмировать могли апостолы или их приемники - епископы (Деян.8,14-17; 1 Тим. 5,22). Рукополагали не только пресвитеров и епископов, но и диаконов: "Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки" (Деян.6,6).

    Не все христиане совершают пасторское служение: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?" (1 Кор.12,28-30).

    Сектант: "Есть нравственные требования к тем, которые совершают различные служения в христианских собраниях: "Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1 Тим.3,2-7). Мне кажется, что подобные требования не всегда учитываются в современном православии. Например, насколько я знаю, все епископы у вас монахи. А здесь сказано "епископ должен быть непорочен, одной жены муж". Безбрачное духовенство - это проблема в современном христианском мире. Для многих она оканчивается нравственным кризисом. Достаточно вспомнить о последних шумных скандалах вокруг некоторых католических и православных епископов".

    Православный: Безбрачие в Церкви установлено для тех, "кто может вместить, да вместит", как сказано: "Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Мф.19,12). Цель безбрачия - целесообразность в деле церковного служения. Ап. Павел ясно высказался по этому вопросу: "А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене..." (1 Кор.7,32-33); и выше он сказал: "Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1 Кор.7,28-29). Мы не умоляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор.7,8-9).

    Но вернемся к вопросу о рукоположении. Сказано: "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр.5,4). Сравним этот текст с другим: "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1 Тим. 4,14). Итак, очевидно, что человек не может сам себя поставить на священническую должность и освятить (рукоположить) самого себя, но поставляется от Бога "по пророчеству", "с возложением рук священства". В исторических христианских церквях точно известно, от кого из апостолов и чрез каких епископов преемство рукоположения сохраняется до настоящего времени. И это является исторически установленным фактом непрерывности присутствия дара Божия - харизмы в Христовой Церкви[8]: "По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1,6). Касаясь нравственно-моральных проблем в клерикальной среде, мы все должны внимательнее относится к словам an. Павла: "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым" (1 Тим.5,22). Но при этом Писание предупреждает нас осторожно относиться к непроверенным слухам по поводу духовенства: "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1 Тим.5,19).

    С другой стороны, благодать действует и чрез недостойных. Сказано: "Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться" (Фил.1,18). Господь Иисус Христос однажды сказал: "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Мф. 23,2-3) - Апостолы не идеализировали и самих себя. Так, например, ал. Иаков говорил: "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем..." (Иак.3,1-2). Ап. Павел подчеркивал, что служители не всегда соответствуют тому, чем они должны быть. Иначе, он говорил о фактическом несоответствии: "...для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть" (2 Кор.13,7). Вера в собственную безгрешность, кстати, свойственную 'многим сектам, апостолы почитали лживым лицемерием: "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Ин.1,10). А о себе самом ал. Павел говорил: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7,15-19).

V. О ИСПОВЕДИ


    Православный: Как мы видим, проблема греха - это серьезная проблема и сами апостолы стремились ее разрешить. Действительно, а как вы решаете эту проблему?

    Сектант: "14 нисана 33 года Иисус отдал жизнь свою "для искупления многих" (Мк.10,45). Сказано: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1Тим.2,5-6). Смертью Иисуса Иегова Бог совершил акт справедливости. В законе сказано: "Твердыня! совершенны дела Его, ибо все пути его праведны. Бог истины, и нет неправды в Нем, Он правдив и верен" (ПАМ Втор.32,4). Закон требовал компенсации за грех, и она была удовлетворена кровью человека Христа Иисуса по принципу: "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9,22). "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим.3,25-26). Воскреснув по духу на небе, став духом дарующим жизнь, он вознесся во святое святых Вселенной и преподнес любимому отцу цену своей совершенной человеческой жизни. О чем сказано: "Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр.9,24).

    Во-первых, если мы верим в пролитую кровь Иисуса, "мы имеем искупление" для "прощения грехов" (Еф.1,7).

    Во-вторых, искупительная жертва Христа дает нам основание для надежды на вечное будущие.

    В-третьих, искупительная жертва - величайшее доказательство любви Иеговы".

    Православный: Подобная позиция называется в богословии "юридическая". Она достаточно схоластична и слишком неуклюжая. Библейская сотерология (учение о спасении) более конкретна.

    Говоря о спасении, необходимо говорить о действительно необходимых вещах, таких как покаяние, крещение и Святое Причастие. Некогда апостолам был задан вопрос: "...что нам делать, мужи, братия?" На что ап. Петр ответил: "...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа дпя прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2,37-38). К вопросу о крещении мы вернемся, когда будем обсуждать тему о крещении младенцев. Сейчас мы будем говорить об Покаянии, или о Таинстве Исповеди.

    Само слово "покаяние" означает "перемену образа мышления". Необходимо уничтожить грех как склонность, или как закон греха, живущий в нашей плоти. Ап. Павел свидетельствовал: "...Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим.7,25). Но представляется невозможным бороться с дурными наклонностями, поврежденной грехом наших прародителей плоти, не решив вопрос о уже содеянных нами грехах. Они как адские "вериги" весят на нашей совести и пытаются ввергнуть нашу душу в тиски отчаяния и уныния. Ап. Павел восклицал: "Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7,22-24). Поистине: "...всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт.6,12). Неопределенность в таком вопросе, как вопрос о путях спасения, пагубно сказался бы на духовном состоянии каждого из нас.

    И здесь надо вспомнить, что Христос пришел в этот мир спасти людей "Своих - от грехов их" (Мф.1,21). То, что он обладал уникальной властью прощать грехи об этом свидетельствуют многие библейские тексты. Он Сам свидетельствовал об этой власти: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мф.9,6); "Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2,5).

    Оставляя эту землю, Христос не мог не оставить на земле эту удивительную власть, прощать грехи, полученную Им от Его Небесного Отца. По воскресении из мертвых, явившись святым апостолам, Господь сказал им: "мир вам! как поспал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.20,21-23). Этими словами Он подтвердил сказанное ранее в Кесарии Филипповой: "и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф.16,18-19). В этом тексте Он (Христос) собеседует с ап. Петром, далее он подтверждает, что этой властью наделяются и другие его служители: "...а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18,17-18). Эта власть принадлежала не только апостолам из числа 12. Предстателями пред Господом Иисусом были все епископы и пресвитеры Его Церкви. Ап. Павел, не принадлежавший к апостолам из числа 12, говорил о себе и о других соработниках во Христе: "А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова" (2 Кор.2,10). Как напоминают эти слова ап. Павла ту форму, которую используют православные священники в качестве разрешительной молитвы после исповеди: "...и аз недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю...". Христос, оставляя этот мир, сказал: "...се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,20). Он не оставляет нас в Таинствах Церкви. О Его всемилостивом прощении сказано: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин.1,9). Но орудиями Его прощения, со дня Пятидесятницы, по-прежнему являются те священнослужители, обращаясь к которым в лице апостолов, Он сказал: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.20,23); и к которым относятся слова: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян.20,28).

    Сектант: "Вы достаточно подробно раскрыли свою позицию. Но не кажется ли вам, что такой подход к роли духовенства противоречит библейскому принципу: "Ибо един Бог, един и посредник между богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим.2,5)".

    Православный: Нет. Любое ходатайство, которое совершается помимо Ходатайства Христова, обращено ко Христу или чрез Христа. И только "человек Христос Иисус" может ходатайствовать за нас пред Отцом Небесным. Поэтому этот принцип не разрушается, а уточняется. Словами: "...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин.20,21), Сын Божий призывает Своих служителей совершать служение предстоятелей. Сказано: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас" (1 Фес.5,12). Новозаветное священство приостановило и заменило собою священство ветхозаветное, о котором сказано: "За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание" (Ис.43,28). До дня Пятидесятницы иудейское священство обладало в глазах Христа определенной властью. В некоторых случаях, исцеляя недужных, Господь говорил им: "И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им" (Мр.1,44); "Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились" (Лк.17,14).

    Если ветхозаветное священство было наследственным "по чину Аронову", то новозаветное по призванию, "по чину Мелхиседека". И сколь высоко отличается Благодать от закона, столь высоко возвышается священство новозаветное над ветхозаветным. Читаем: "Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр.7,11-12). Подчинение священству - залог спасения, восстание против них - путь нечестивого Корея, Дафана и Авирона, о которых "и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона... и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества" (Чис.16,23-24,32-33). Все секты, возникавшие за историю существования исторического христианства, рано или поздно приходили к своему концу. Любые их попытки расшатать Церковь оказывались бесплодными, ибо основатель Церкви некогда изрек "...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16,18).

    Сектант: "Вы хотите запугать меня? Вы напрасно тратите время".

    Православный: Нет. Напрасно я время не трачу. Если вы уверуете в истинны Православия, ко мне можно будет применить текст : "Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5,19-20); А если вы не примете нашу веру, то в силу вступит другой текст: "Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою" (Иез.3,19).

    Сектант: "Я вижу, что на все случаи у вас запасен текст. Вы настоящий книжник".

    Православный: Нет! Я просто христианин, который часто вспоминает слова ап. Петра: "Говорит ли кто, говори как слова Божий; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Пет.4,11).

    Я думаю, что завтра, "...если угодно будет Господу и живы будем..." (Иак.4,15) мы сможем встретиться вновь и продолжить наш диспут.

(Конец первой встречи.)

К оглавлению

Назад


Популярные разделы