Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Глава 8. Учение мормонов о божестве.

Кондратьев Юрий

    Можно ли назвать учение мормонов христианским? Ответ стал для нас очевиден даже при беглом его рассмотрении в первой главе. Однако у недостаточно осведомленного человека могут возникнуть сомнения. Дело в том, что в число тех четырех книг, которые мормоны признают священными (“образцовыми трудами Церкви”), входит и Библия, - так что вера в Иисуса Христа, казалось бы, должна являться основой и их веры. Об этом свидетельствует и официальное название мормонов: "Церковь Иисуса Христа святых последних дней". Правда, Библия принимается с оговорками, - за исключением тех мест, где она якобы "неправильно переведена", а, точнее, где она не согласуется с новыми пророчествами святых последних дней. Произвольные перетолкования библейских текстов в сочетании с разного рода языческими мифами создают в совокупности причудливую эклектическую доктрину, способную запутать кого угодно. Попробуем, однако, шаг за шагом разобраться в этом пестром месиве.

    Первый символ веры мормонов, написанный Иосифом Смитом, гласит: “Мы верим в Бога, Отца Вечного, и в Сына Его, Иисуса Христа, и в Святого Духа”.

    Подобное заявление звучит вполне по-христиански. Исходя из этого, многие несведующие люди делают вывод, что мормоны верят в Триединого Бога. Однако мормоны наделяют христианские понятия собственными определениями, что исключает однозначное взаимопонимание при общении между мормонами и христианами[22].

    Рассмотрим более детально, во что на самом деле верят мормоны.

Бог Отец


    Церковь СПД верит, что Бог был сначала человеком и стал Богом благодаря процессу "вечного развития", а также что люди сегодня тоже могут стать богами, пройдя через тот же процесс. Будучи по происхождению человеком, мормонский бог-отец обладает всеми чертами человека: "Отец имеет тело из плоти и костей, такое же осязаемое, как тело человека, также и Сын; но Святой Дух тела из плоти и костей не имеет, но есть Сущность Духовная. Если бы это было не так, то Святой Дух не мог бы пребывать в нас" (У. и З. 130:22). Одной из причин, по которой церковь СПД учит тому, что Бог Отец имеет тело из плоти и костей, является вера мормонов в то, что именно таким Иосиф Смит видел Бога в 1820 году (см. Джозеф Смит - История 1:16, 17)[23].

    Милтон Р. Хантер объясняет процесс развития из человека в бога следующим образом:

“На первой стадии человек был существом вечным, носящим название интеллекта... Следующим царством пребывания человека было царство духовное. Согласно концепции мормонов, вечно существующие интеллекты были облечены в духовные тела в доме своего Вечного Отца... множество сыновей и дочерей были зачатьы и рождены небесными родителями в ту вечную семью в духовном мире... Там, в духовном мире, они воспитывались до зрелости, становись взрослыми мужчинами и женщинами прежде своего прихода на эту землю... После такого пребывания в духовном мире человек приходит на землю... Здесь он получает физическое тело и набирается опыта смертности... В конце концов, однако, всех настигает физическая смерть. Вечный дух уходит в духовний мир для ожидания смерти и суда... Там они получают славу, которую заслужили... одни получат телестиальную славу; другие - террестриальную, тогда как те, кто записан в "книгу жизни Агнца", войдут в целестиальную славу. Там одни из них станут ангелами, а другие священниками и Царями, или, другими словами, Богами”[24].

    Хантер также сказал: "Наш Вечный Отец достиг Своего прославленного и Божественного положения благодаря послушанию великому закону развития"[25]. Популярный мормонский писатель и бывший профессор Университета им. Бригама Янга В. Клеон Скаузен писал:

“Через современные откровения мы узнаём, что Вселенная наполнена множеством интеллектов, и мы все больше познаем, что Элохим является Богом по той лишь причине, что все эти интеллекты признают и чтят Его как такового... Но так как Бог "достиг" почтения и признания "всех существ", то, отсюда следует, что если Он когда-либо совершит что-нибудь, чем нарушит доверие или “чувство” справедливости этих интеллектов, они тут же прекратят свою поддержку и "сила" Бога дезинтегрируется... "Он прекратит свое существование как Бог". Наш Небесный Отец может совершать только те дела, при осуществлении которых Он получает добровольную поддержку подчиненных ему интеллектов”[26].

    Неужели для вечного и всесильного Бога существует возможность потерять Свой трон и "прекратить свое существование как Бога"? Библия говорит, что Он Бог "от века и до века" (Пс. 89:3). Несомненно, мормонский бог - это другой "бог", выдуманный.

    Мормонский апостол Джеймс Тэлмедж писал: "Мы верим в Бога, который Сам развивается, чье величие заключается в интеллекте; чье совершенство состоит в вечном усовершенствовании - Существо, которое достигло Своего прославленного состояния путем, по которому теперь позволено следовать Его детям, чья слава является наследием, которое они разделят. Несмотря на оппозицию сект, в лицо прямым обвинениям в богохульстве, церковь провозглашает вечную истину: "Бог однажды был таким, как человек; человек однажды может стать таким, как Бог"[27]. Иосиф Смит также провозгласил, что "Сам Бог однажды был таким, каковы мы сейчас, Он есть прославленный человек, который восседает на небесном троне!.. Я собираюсь рассказать вам, как Бог стал Богом. Мы представляли и полагали, что Бог был Богом всю вечность. Я изобличу эту идею и сниму вуаль, так чтобы вы могли видеть... Он однажды был таким же человеком, как мы... и вам следует научиться тому, как самим стать Богами..."[28].

    Иосиф Смит не называл конкретно человека, который был прославлен и стал Богом. Однако его преемник Бригам Янг, развивает мысль Смита: "Когда наш отец Адам пришел в сад Эдемский, то он пришел туда в целестиальном теле, и привел туда с собой Еву, одну из своих жен. Он помогал создавать и устраивать свой мир. Он является Архангелом Михаилом древнейшим, о котором писали и говорили святые мужи - Он наш Отец и наш Бог, единственный Бог, с которым мы должны иметь дело"[29]. Иосиф Филдинг Смит, десятий пророк СПД, писал: "Истинно то, что Адам помогал создавать зту землю. Он работал с нашим Спасителем Иисусом Христом. У меня есть сильное мнение, или убеждение, им помогали и другие. Возможно, Ной и Енох; и почему бы не Иосиф Смит и те, которые были назначены правителями еще до создания земли?"[30].

    Милтон Р. Хантер, которому Высшая Власть мормонской церкви поручила написать Gospel through the Ages, также заявлял: "Пророки мормонов постоянно проповедовали возвышенную истину о том, что Бог Вечный Отец был однажды смертным человеком, прошедшим школу земной жизни, подобную той, какую мы проходим сейчас... Он стал Богом - прославленным существом - чрез послушание той же вечной евангельской истине, быть послушными которой есть возможность и у нас"[31].

    Апостол СПД Орсон Пратт также говорил, что "Боги, обитающие в Небесах, от которых произошли наши духи, являются существами, освобожденными из могилы в мире, который существовал до положения оснований зтой земли. Они и небесные тела, в которых они сейчас обитают, однажды находились в падшем состоянии. Они также были вознесены, став из падших людей - целестиальными Богами, унаследовавшими свое Небо на веки вечные"[32].

    Пратт также высказал свое мнение: "Мы были зачаты нашим Отцом Небесным; наш Небесный Отец был зачат в предыдущем небесном мире Своим Отцом; и, в свою очередь, Его Отец был зачат еще более древним Отцом и т. д., от поколения к поколению, от одного небесного мира к другому, более древнему, и так до тех пор, пока наш разум не утомится и не затеряется во множестве поколений й следующих один за другим миров"[33].

    Вот также слова Иосифа Смита: "В нашем тексте говорится, что Бог "соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему" (Отк. 1:6) ... Если Иисус Христос был Сьшом Божьим, и Иоанн обнаружил, что у Бога (Отца Иисуса Христа) был Отец, то вы можете догадаться, что у Него тоже был Отец"[34]. Только вот остается для мормонов безответной тайной то, откуда произошел первый Бог.

    Церковь СПД использует некоторые стихи из Библии, чтобы придать своему учению христианский вид. Например, они ссылаются на Иоанна 14:9, говоря, что Иисус Христос имел тело из плоти и костей, то есть, по их логике, и Бог Отец тоже имел тело из плоти и костей. Но в Иоанна 14:10,11 говорится, что Христос в Отце и Отец во Христе. Если стих 9 говорит о том, что Отец имеет тело из плоти и костей, потому что Сын имеет такое тело, то как эти два тела могут находиться одно внутри другого? Мормонами также предпринимаются попытки сослаться на Иоанна 5:19, чтобы показать, что Бог Отец был однажды Спасителем мира и должен был умереть и воскреснуть, точно также как и Христос совершил это для нашего мира. Но этот стих не говорит о Боге Отце как о Спасителе какого-то другого мира. Там говорится, что Христос совершил те же чудеса, что и Бог Отец, следовательно, Он должен быть чтим так же, как и Отец (ст. 23).

    Церковь СПД пытается также подтвердить свои утверждения о "плоти и костях" Бога, говоря, что Он сотворил человека по Своему “образу и подобию” (Быт. 1:26,27). Но Бог не был сотворен по образу и подобию человека! Из того, что человек имеет тело из плоти, крови и костей, никак не следует, что и Бог сделан из того же "материала". Далее, Иосиф Филдинг Смит говорит: "Мы знаем, что Иисус или Спаситель во время совершения своей великой работы (сотворения) был духом. Он сотворил все эти могущественные дела прежде своего водворения в тело"[35]. Если принять это утверждение, видно, что человек не мог быть сотворен по физическому образу Господа, потому что Он сотворил человека, будучи Духом, до пребывания в физическом теле!

    Приверженцы мормонского учения также любят говорить, что, согласно Лук. 24:39, Иисус имел тело из плоти и костей, а так как Иисус был "образом ипостаси" Отца (Евр. 1:3), то и у Отца должно быть тело из плоти и костей. Но в тексте Кол. 1:15 говорится, что Иисус "есть образ Бога невидимого". Сразу же после того, как Иисус обратил внимание учеников на Свое тело из плоти и костей, Он "стал невидим для них" (Лук. 24:31). Тело "такое же осязаемое, как наше" (У.и З. 130:22) не может так просто стать невидимым. Но воскресшее тело Христа было также и духовным телом (1 Кор. 15:44,45).

    Библия заявляет, что Бог подобен невидимому Духу, что ни один человек никогда не видел Его (см. Исх. 33:20; Иоан. 1:18; 4:24; 5:37; Кол. 1:15; 1Тим. 1:17; 6:16; 1 Иоан. 4:12, 20). Из этих стихов следует, что Иосиф Смит не мог видеть Бога. Тем не менее Бог действительно открывал Себя в виде человека или божественного явления в Ветхом Завете, что было записано автограми в антропоморфных терминах или через описание Бога в человеческих формах, как в Исх. 33:9, 11, 23; 24:9-11; Быт. 5:24; и 6:5-9. СПД часто заявляют, что Бог имеет физическое тело, потому что Библия говорит о "руке Господней", "оке Господнем", "длани Господней" и т. д. Следуя той же логике, мы можем приписать Богу обладание крыльями (Пс. 56:2) и перьями (Пс. 90:4). Или может быть наши мормонские друзья считают Бога и "огнем поядающим" (Вт. 4:24 и Евр. 12:29)?

    При рассмотрении богословия мормонов нельзя забывать, что оно политеистично. Мормоны нередко заверяют, что верят только в одного Бога, но подобные утверждения ложны. Джозеф Смит говорил: “Я хочу заявить, что всегда, где бы я ни проповедовал в собраниях на тему о Божестве, я говорил о богах во множественном числе”[36]. В книге Mormon Doctrine Брюс МакКонки заявляет: «Есть три Бога – Отец, Сын и Святой Дух»[37]. Далее МакКонки признает: «… исходя из истинного понимания ограниченного количества Богов, для нас эти трое являются единственными Богами, которым мы поклоняемся. Однако в дополнение к ним существует неограниченное количество вызываемых из бесчисленных миров праведных личностей, которые возвысились и потому являются Богами»[38]. Другими словами, есть не только основные боги, правящие этим миром, и не только бесконечное количество богов, населяющих бесчисленные миры, но каждый «возвысившийся» мормон сам может стать богом, причем в самом прямом значении этого слова. Естественно, все это противоречит Библии:



                -"…прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет" (Исайя 43:10);

                -"Так говорит Господь: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога… Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю" (Исайя 44:6,8).

                - «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… нет иного Бога кроме Меня» (Исайя 45:5,21).

    Следует, правда, оговорить, что некоторые личности называются в Библии "богами", например, сатана, которого Христос назвал "князем мира сего". Следует ясно понимать, однако, что в случаях, когда богами называются личности, творения духовного мира, надо тщательно выверять особенности метафизического повествования и контекста. Например, Бог объявляет Моисею: "Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исход 7:1). Еврейский текст в сопоставлении с Исходом 4:16 ("Он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога") предполагает определенные отношения. Контекст также указывает, что Моисей через власть, полученную от Бога, стал "богом" в глазах фараона. Аарон, в свою очередь, стал пророком "бога" фараонова (то есть Моисея), так как говорил от имени Моисея. Здесь налицо метафора как следствие употребления слов и контекста. У исследователей Ветхого Завета нет разногласий в данном вопросе. Но приведенный случай не должен затмевать той истины, что Бог един, истинный и живой, что следует из предыдущих цитат.

    Нередко в «защиту» своего многобожия мормоны приводят и другие стихи из Библии. Например, 1 Коринфянам 8:5-6 ("...есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец... и один Господь Иисус Христос”). Во-первых, все мормоны почему-то начинают эту цитату с середины. На самом же деле она начинается в 4-м стихе следующими словами: "…мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого"! Если перевести этот текст на современный русский язык, это будет звучать так: "…нет другого Бога, кроме одного"!!!

    Таким образом, Павел в самом начале разговора недвусмысленно заявил, что есть только один Бог. Следовательно, все остальные, "так называемые" боги - вымышленные.

    Во-вторых, в этих стихах Павел ссылается именно на языческих богов. Это совершенно точно следует из контекста. В самом первом стихе главы Павел объявляет тему дальнейших рассуждений: "идоложертвенные яства", т.е. еда, посвященная идолам. В 4-м стихе он говорит, что "идол в мире ничто". В 7-м стихе он говорит о людях с "совестью, признающей идолов". В 10-м стихе он говорит о "капище", т.е. о языческом храме, посвященном идолам.

    Логика 8-й главы построена так: поскольку есть только один Бог, идолы, т.е. "так называемые боги", - ничто для христиан. Поэтому христианин может смело есть идоложертвенное, если только это не соблазняет слабых в вере.

    Еще один отрывок Писания, который, по мнению мормонов, свидетельствует о многобожии, - это псалом 81:6 («Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы»). Здесь можно возразить следующее. Во-первых, в Иоанна 10:34-35 Сам Иисус говорит о том, что в 81-м Псалме "богами" названы "те, к которым было слово Божие", т.е. люди. Далее, если мы предположим, что в 81-м Псалме речь идет о настоящих "богах", то мы придем к полной нелепице: что это за "боги", которые "судят неправедно и оказывают лицеприятие нечестивым" (ст. 2), которые "не знают, не разумеют, во тьме ходят" (ст. 5), которые "умрут, как человеки, и падут, как всякий из князей" (ст. 7)? Еврейское слово "элохим" означает не только "боги". В Библии это слово также используется в значении "судьи", "ангелы", "сильные" и т.п. В Псалме 81 речь, несомненно, идет о неправедных судьях.

Иисус Христос


    Мы уже говорили в первой главе, что Иисус Христос христианства и Иисус Христос мормонизма – разные личности. Здесь пришло время рассмотреть эти различия более подробно.

    1) Мормонский Иисус стал богом в процессе развития:

    Во-первых, мормоны учат, что Иисус Христос был сотворенным существом, а не вечным Богом, о котором ясно говорит Библия. При этом божественность, согласно мормонам была присуща Христу не изначально.

    «Он является Первородным Отца. При помощи послушания и преданности истине он достиг вершины разума, что сделало его Богом, Господом Всемогущим, еще в предсуществовании»[39].

    Христианский же Иисус был Богом изначально (Иоанна 1:1; 8:58).

    2) У мормонов Иисус называется только Иеговой (Господом), а Отец называется только Элохимом (Богом): «Среди духовных детей Элохима, первородным был и есть Иегова или Иисус Христос, по отношению к которому все остальные младшие»[40].

    В Библии Иегова и Элогим - Единый Бог (очень часто оба наименования используются одновременно - напр., Бытие 2:4-22; Второзаконие 4:1; книга Судей 5:3; 1 Царств 2:30).

    3) Мормонский Иисус и Люцифер - духовные братья: «Задолго до того, как вы родились, нашими творцами была разработана программа. Ключевыми личностями в этой великой драме были Элохим, совершенный в мудрости, суде и как личность, а также его два сына – Люцифер и Иегова»[41].

    Иисус Христианства - творец всего, в том числе и Люцифера (Колоссянам 1:15-20; Иоанна 1:3).

    4) Мормонский Иисус был зачат Богом, "возвышенным человеком".

    «Эти наименования означают, что наш Господь единственный Сын Отца во плоти. Каждое слово нужно понимать буквально. Единственный значит единственный; Зачат значит зачат, а Сын значит сын. Христос был зачат Бессмертным Отцом точно так же, как смертных людей зачали смертные отцы»[42]. Мормонский Иисус не был зачат Святым Духом. Иллюстрируя это положение доктрины СПД, «пророк» Бригам Янг доходит до грубейшего кощунства: "Я повторю маленький анекдот. Как-то я обсуждал эту тему с одним ученым профессором и возразил ему так: "Если Сын был зачат Святым Духом, то было бы очень опасно крестить и конфирмировать женщин и давать им Духа Святого, а то он, прячась в руках старейшин, зачинал бы детей и ставил бы старейшин в чрезвычайно неловкое положение перед людьми"[43].

    Согласно Библии, Иисус Христос воплотился от Девы Марии и Святого Духа через непорочное зачатие, а не через половой акт (от Матфея 1:18; от Луки 1:35).

    5) Иисус мормонизма неспособен искупить всех грехов:

    «Человек может совершать определенные тяжкие грехи – имея свет и знание – которые поставят его вне действия искупительной крови Христа»[44]. В таких случаях якобы крови Христа недостаточно и, согласно мормонскому учению, необходимо пролить кровь (т.е. убить) самого согрешившего человека.

    «Это правда, что кровь Сына Божия была пролита за грехи через падение [видимо, имеется в виду грехопадение Адама – Ю.К.] и грехи, совершенные людьми, при этом люди могут совершить грехи, которые она никогда не сможет омыть … Есть грехи, которые могут быть искуплены жертвой на алтарь, как в древности; и есть грехи, которые не может искупить кровь агнца, теленка или горлицы, но они должны быть искуплены кровью самого человека»[45].

    Из Библии же мы знаем, что "Кровь Иисуса Христа...очищает нас от всякого греха" (1 Иоанна 1:7).

    6) Мормонскому Иисусу не нужно и нельзя молиться и поклоняться. Так, Брюс МакКонки заявлял: "Мы поклоняемся Отцу, только ему и никому другому. Мы не поклоняемся Сыну и не покланяемся Святому Духу"[46].

    Христианскому Иисусу можно и нужно молиться и поклоняться (Деяния 7:59-60; 1 Коринфянам 1:2; от Матфея 2:11; 8:2; 14:33; от Марка 5:6; от Луки 24:52; от Иоанна 9:38; Откровение 5:11-14).

Святой Дух.


    Рассмотрев природу и качества Бога в мифологии мормонов и ее пантеон полигамных божеств, перейдем к другому вопросу – учению мормонов о Святом Духе.

    Джеймс Талмедж писал:

"Термин Дух Святой и его обычные синонимы - Дух Божий, Дух Господень или просто Дух, Утешитель или Дух истины - имеет в Писаниях явно разные значения, иногда относясь к личности Бога - Духу Святому, а иногда - к власти и авторитету этой великой Личности, или к средству, через которое Она действует... Дух Святой, несомненно, обладает личной силой и притягательностью; эти качества присутствуют в Нем в совершенстве. Так, Он наставляет и руководит, свидетельствует об Отце и Сыне, увещевает, обличает, говорит, повелевает... Это все не фигуральные обороты, а прямые указания на качества и особенности Духа Святого"[47].

    Небезынтересно взглянуть и на другое высказывание того же автора:

"Сказано, таким образом, что Бог вездесущ; но это не значит, что настоящая личность любой ипостаси Бога может физически присутствовать более чем в одном месте одновременно... Посчитав Бога личностью, мы вынуждены признать факт Его материальности; действительно, "нематериальное существо" (лишенное смысла сочетание, которым люди пытаются обозначить качества Бога) не может существовать исходя из самого значения слов. Если Бог имеет форму, то эта форма обязательно должна иметь некие очертания, а потому быть ограничена рамками пространства. Невозможно Ему занимать более чем одно место в этих рамках одновременно..."[48].

    Тэлмидж заявляет, что Дух Святой есть духовная личность, явно "нематериальное существо" и явно Бог (Учение и Заветы 20:28), но которая, однако, не обладает формой материальной природы, то есть не ограничена в размерах и в пространстве и может присутствовать в нескольких местах одновременно, что прямо противоречит сказанному Тэлмиджем в той же самой работе. Итак, для мормона "вещь без составляющих ее не имеет целого, а нематериальное тело не может существовать" , и тем не менее Дух Святой - "личность Духа", один из богов у мормонов, в соответствии с "Учением и Заветами". И что поразительно, "Он - нематериальное существо, обладающее духовной формой и определенными пропорциями!"

    Парли Пратт окончательно запутал учение мормонов о Духе Святом, написав: "Мы подходим к анализу субстанции, именуемой Духом Святым или Светом Христовым... Существует божественная субстанция, флюид или вещество, называемая Дух, широко рассеянная среди этих вечных элементов... Этот божественный элемент, или Дух, есть непосредственный активный и направляющий агент в святых чудесных силах... Чистейшая, изысканнейшая и тончайшая из всех субстанций, наименее понятная или даже признанная у не особо сведущей части человечества, эта субстанция называется Дух Святой"[49].

    С точки зрения Пратта Святой Дух - одновременно субстанция, флюид, личность, все, кроме того, что сказано в Писаниях, которые последовательно изображают Бога Духа Святого, третью ипостась Троицы, как вечное, всемогущее, вездесущее и всеведущее Существо, имеющее все качества Бога, единое с Отцем и Сыном по природе. Мормоны по меньшей мере раскололись здесь в своем богословии, хоть Тэлмидж и самоотверженно пытается синтезировать массу противоречивой информации - "откровений" из трудов Смита, Янга и литературы ранних мормонов.

    Рассматривая данный аспект учения мормонов, необходимо упомянуть также о той роли, которую отводят мормоны Святому Духу в подтверждении «истинности» их вероучения (так называемое свидетельство). Когда кому-нибудь из мормонов показывают, что Библия указывает на ложность их вероучения, или когда им показывают дюжину абсолютных противоречий в их собственных источниках, последний и самый главный мормонский аргумент - аргумент "горения в груди" или свидетельство.

    "Я свидетельствую, что я знаю, что Книга Мормона истинна», «Я знаю, что Иосиф Смит был пророком Бога», «Я знаю, что Церковь истинна» - вот типичные шаблоны-мантры, которые используются в культе для убеждения себя и других.

    Формулировки мормонских свидетельств практически идентичны. Самые распространенные из них были только что приведены. Если спросить преданно верующего мормона: "Откуда Вам известно, что все это истинно?" Скорее всего он ответит: "Так как я усердно молился об этом, и Святой Дух подтвердил мне истинность всего этого".

    Следует отметить, что данный аргумент является для мормонов самым важным и принципиальным. "Ведь Сам Бог ответил мне силой Святого Духа, что мормонская церковь истинна" - обычно заявляют мормоны. Однако несмотря на то, что этот момент является самым принципиальным для мормонов (и этот аргумент они всегда приводят в дискуссиях как якобы самый весомый и неоспоримый аргумент в их пользу), тем не менее в отечественных антикультовых публикациях о мормонах он не находит никакого отражения, а если и упоминается, то только мельком.

    Это свидетельство, которое, как верят мормоны, они получают от Святого Духа, является внутренним чувством. В качестве обоснования этого чувства мормоны часто ссылаются на слова их собственного священного писания "Учения и Заветов" (с точки зрения мормонов, это слова Бога): "Но вот, говорю Я тебе, что ты должен обдумать своим разумом; тогда ты должен спросить Меня: правильно ли это, и если правильно, Я сделаю так, что в груди твоей возгорится; поэтому будешь чувствовать, что это правильно" (У. и З. 9:8). Из-за этого стиха подобные мормонские аргументы и принято называть "горением в груди" (англ. «burning in the bosom»).

    Итак, увещевание молиться о Книге Мормона или о мормонской церкви с целью получить ответ в виде ощущений происходит из самой Книги Мормона. Если предположить, что Книга Мормона не плод Божественного откровения (а именно это и было доказано в соответствующих главах нашей книги), то становится вполне понятно, кому же выгоден подобный подход. Тем более, что Библия подобных указаний не дает, но об этом позже.

    Согласно Книге Мормона, существует следующая проверка истинности ее содержания:

"И когда вы получите эти писания, я увещеваю вас спросить Бога, Отца Вечного, во имя Христа, достоверны ли они; и если вы спросите с искренним сердцем и истинным желанием, с верою во Христа, Он откроет вам правду о них силою Духа Святого" (Мороний 10:4)

    Исходя из этих соображений, миллионам потенциальных новообращенных мормонов во всем мире предлагают читать Книгу Мормона и молиться о ее "истинности". Итак, что будет, если последовать обещанию Книги Мормона? Бог якобы "откроет вам правду... силою Духа Святого". Другой альтернативы мормонское писание не дает. Что если Книга Мормона ложна? Об этом умалчивается. Что если вербуемый мормонами человек не почувствовал "горения в груди"? По-мормонски виноватым здесь может быть лишь он сам (а ни в коем случае не Книга Мормона), так как у этого человека не было "искреннего сердца", "искреннего желания", "веры во Христа". Можете не сомневаться, что в подобных случаях мормонские миссионеры скажут вам, что нужно молиться еще, еще и еще. Вы искренни? У вас есть искреннее желание? Вера во Христа?

    При обсуждении этого вопроса с мормонами или людьми, которых мормонские миссионеры пытаются завербовать, можно использовать следующие аргументы. В первую очередь, необходимо объяснить мормонскому собеседнику, что чрезвычайно важно использовать корректные методы проверки истинности-ложности в духовной сфере.

    В Библии говорится:

    "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти" (Притчи 14:12)

    Приведем пример.

    В Африке очень многим туристам предлагают купить изделия из слоновой кости. Очень часто вместо слоновой кости торговцы подсовывают отшлифованную кость других животных. Многим это известно. Если торговцев спросить, как можно отличить слоновую кость от подделки, то они отвечают, что нужно зажечь спичку, поднести ее к кости и, если в результате копоть нельзя стереть, то это обыкновенная кость, а если можно - то это слоновая кость.

    Проблема с подобной проверкой (а на это попадались многие туристы) заключается в том, что стереть сажу можно и со слоновой кости и с подделки с одинаковой легкостью. Мораль сей басни такова. Нужно использовать правильные методы проверки.

    То же самое относится и к мормонскому увещеванию молиться о Книге Мормона. Хотя мы и призваны непрестанно молиться (1-е послание к Фессалоникийцам 5:17), в Библии нигде не говорится, что для того, чтобы узнать истину, нужно молиться, и при помощи ощущений истина будет нам открыта. Это увещевание присутствует лишь в Книге Мормона, но подобный способ приемлем лишь в том случае, если Книга истинна. Если же Книга Мормона ложна, то следовательно и метод выяснения истины, предложенный ей будет соответствующим. Поэтому получается замкнутый круг. На это следует указать мормонам и перейти к обсуждению того, что об этом говорит Библия.

    Сами мормоны часто в качестве "доказательства" своего подхода ссылаются на библейский стих Иакова 1:5 - "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему".

    Однако здесь, разумеется, не говорится, что мы получим ощущения. Здесь говорится, что мы получим мудрость. И из контекста видно, что мудрость эта нужна для преодоления испытаний (стихи 2,3,12 и 13). Апостол Павел предупреждал верующих в Галатии не принимать того благовествования", которое противоречит Евангелию Христа, кто бы ни произносил его (к Галатам 1:6-8) Много лжепророков, которые проповедуют другое Евангелие (благовестие), другого Христа и их сопровождает другой Дух: "Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовествование, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому" (2 Коринфянам 11:3-4; см. также стихи 13-14)

    Как же можно (согласно Библии) узнать, кто из проповедников проповедует истинное Евангелие? Уж никак не при помощи "горения в груди" и других недоказанных эмоций. Так, в Библии сказано, что нельзя безоговорочно доверять чувствам нашего сердца. Иеремия 17:9 "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" Как же можно узнать божественную истину, полагаясь при этом на собственные чувства и эмоции сердца, которое, по словам Библии, "лукаво более всего и крайне испорчено"? (см. также Второзаконие 11:16).

    Вполне очевидно, что опора на то, что "лукаво более всего и крайне испорчено", выгодно тем, кто боится истинного исследования.

    Не можем мы доверять также и всякому духовному переживанию (1 Иоанна 4:1-6). Библейский способ проверки истины в качестве стандарта опирается на Слово Божье (2 Тимофею 3:15-17), ибо настоящее свидетельство от Святого Духа не будет противоречить Слову, которое Им же вдохновлено, то есть Библии (2 Петра 1:21)

    Соответственно для того, чтобы рядовые мормоны не обращали особого внимания на противоречия между мормонским учением и Библией, мормонским руководителям пришлось создать у рядовых членов неуверенность в истинности Библии. Только внушив сомнение в истинности Библии возможно обеспечить принятие внебиблейских доктрин. Неудивительно, что когда указываешь мормонам на несовместимость некоторых учений с Библией, помимо аргумента «горения в груди» они всегда ссылаются на то, что Библия якобы содержит пропуски и искажения по сравнению с первоначальным текстом.

    "Мы верим, что Библия - слово Божье, поскольку (англ. as far as -"настолько насколько") она переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона - Слово Божье" (Джозеф Смит, Символ веры 8)

    Подвергнув таким образом сомнению Слово Божье, мормонизм стремится обеспечить своих приверженцев т.н. "восстановленным Евангелием", Книгой Мормона. Чтобы добавить правдоподобности, следующим шагом является обеспечение последователей знаком, знамением, что Книга Мормона "истинна" и, поэтому и Иосиф Смит был "истинным пророком Бога" и мормонская церковь - "истинная церковь".

    Мормонские лидеры утверждают, что они «уполномочены» «указывать путь», следуя которому люди могут достоверным способом искать знамения истинности от Бога. И потенциальные новооборащенные должны соглашаться встать на этот путь и принять условия, данные мормонскими руководителями, если они собираются получать "божественное" свидетельство об "истинности" мормонизма.

    Вся успешность этой процедуры зависит от желания последователей мормонизма принять путь, указанный людьми, мормонскими руководителями. Вкратце, успешность мормонизма вообще зависит от желания рядовых мормонов следовать увещеваниям людей и полагаться на собственные чувства, часто игнорируя при этом здравый смысл. И если мормоны на это согласны, то им обещано, что они будут убеждены, что нашли божественную истину.

    Можно ли ожидать обрести божественную истину, следуя путем, указанным людьми? Фарисеи и т.д. требовали от Христа доказать истинность Его утверждений при помощи знамения. Как известно, Христос творил множество знамений и чудес, такие, как исцеление больных, воскрешение мертвых, превращение воды в вино. Но Он ясно дал понять, что Его воскресение будет единственным знамением в доказательство истинности Его послания (Матфей 12:38-40, также Матфей 16:1-4, Марк 8:11-12 и Лука 11:16).

    Еще один пример:

    "И нарек место тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?" (Исход 17:7).

    Люди в Массе требовали от Моисея, чтобы он доказал, что Бог среди них, обеспеча при этом их водой. Но ведь мы не должны испытывать Бога, прося у Него знамения как доказательства истинности. Вместо этого нам заповедано повиноваться Слову Божьему. "Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе" (Второзаконие 6: 16-17)

    Сатана неоднократно пытался добиться от Христа знамений в доказательство истинности Его учения. Христос отвергал попытки сатаны и вместо этого подтверждал Свои слова Писанием (Матфей 4:1-11).

    Если Иисус последовательно отвергал просьбы предоставить знамение в качестве истинности Своего послания, с чего бы Он вдруг допустил и даже потребовал прибегать к подобной просьбе?

    "Тогда, если кто вам скажет: "вот, здесь Христос", или "вот, там", - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вы же берегитесь; вот, Я наперед сказал вам все" (от Марка 13:21-23).

    "На это иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус" (от Иоанна 2:18-22).

    Как можно одновременно верить, что Иисус Христос обладал силой победить смерть и в то, что у Него не было силы выполнить обещание - что мы можем полагаться на Его Слово?

    Апостол Павел учил, что нам следует полагаться в качестве истины на Библейское послание (благовествование), которым мы научены через "слово" или через "послание". Очевидно, что Павел не разделял неоправданное беспокойство мормонизма по поводу недостоверности Слова Божьего (Библии). Павел также утверждал, что "благовествованием" (а не нашими чувствами) мы "призваны ко спасению". Павел также заповедал: "стойте и держите предания, которым вы научены" (2-е к Фессалоникийцам 2:14-15)

    К Римлянам 10:17: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" "Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера" (2 Фессалоникийцам 3:1-2)

    Полагается ли мормонское "свидетельство" на веру или это "беспорядочность и лукавство" и недостаток веры, который ведет к поиску "знамения" как доказательства? Помогает ли мормонская религия распространять Евангельское послание Библии или она подвергает его сомнению и неуважению?

    Мы призваны изучать истину и проверять ее, а не молиться о ней, чтобы получить горение в груди. Чувственные переживания часто бывают обманчивы, и это неоднократно упоминается в Библии. Примером проверки истины предлагаемым Библией являются жители Верии: "они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деяния 17:11)

    Никакая молитва, даже искренняя и многократная, не заставит Бога изменить уже изреченное Им. Ведь мы же знаем, что Бог не изменяется. То, что противоречит уже изреченному Богом, не может быть истиной. То, что противоречит самому себе, тоже не может быть истиной. Поэтому апелляция к "горению в груди" в этом случае не может быть убедительным доводом. После приведения этих и подобных аргументов можно продолжать разговор с мормоном о противоречиях в вероучении секты, иначе же разговор может зайти в тупик.

К оглавлению

Назад

Популярные разделы