Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Св. Феофил Антиохийский



Сидоров А.И.

[1]См.: Гусев Д. В. Св. Феофил Антиохийский.— Казань, 1898. Из иностранных работ наиболее емкой и информативной представляется энциклопедическая статья: Zeegers-Vander Vorst N. Theophile d'Antioche // Dictionnaire de spiritualite.— Paris, 1990.— Fasc. 96-98.— P. 530-542.

[2]Сочинение цитируется по изданию: Theophili episcopi Antiochensis. Libri tres ad Autolycum / Eld. by G. G. Humphry.— Cantabrigiae, 1852.

[3]См.: Grant R. M. After the New Testament.— P. 133.

[4]Grant R. M. Christian Beginnings: Apocalypse to History. - 1983.— XXI.— P. 179-196.

[5]Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви: Догматическое богословие. С. 204.

[6]Например, Эпиктет считает, что познание человеком самого себя означает, с одной стороны, осознание собственной смертности (человек есть «смертное живое существо» — qnhton zwon), но, с другой стороны, понимание того, что это «смертное живое существо» содержит в себе «часть Бога» (apospasma tou Qeou). См.: Courcelle P. «Connais-toi toi-meme» de Socrate a saint Bernard: Vol. 1.— Paris, 1974.— P. 62-63.

[7]См.: Whittaker J. Plutarch, Platonism and Christianity // Neoplatonism and Early Christian Thought: Essays in Honour of A. H. Armstrong.— London, 1981.— P. 56.

[8]Лосский В. H. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков // Богословские труды.—1978.— Сб. 18.— С. 130.

[9]На латинском Западе данное понятие чуть позднее употребил Тертуллиан. См.: Margerie, de В. La Trinite chretienne dans l'histoire.— Paris, 1975.— P. 179.

[10]Макарий (Булгаков), архиеп. Православное догматическое богословие: Т. 1.— СПб., 1868.— С. 255.

[11]См.: Lebreton J. Histoire du dogme de la Trinite: T. 1.— Paris, 1927. — P. 65.

[12]С этим связано понимание св. Феофилом первой фразы «Книги Бытия»: для него слова «в начале» (en arch) обозначают предсуществующий Логос. В истории христианского богословия он был первым писателем, подобным образом истолковавшим данную фразу. См.: Nautili P. Genese 1,1-2, de Justin a Origene //In principio: Interpretations des premiers versets de la Genese.— Paris, 1973.— P. 78.

[13]Именно такое значение, применительно к этому месту сочинения св. Феофила фиксируется в известном словаре: Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon.— Oxford. 1978.— Р. 1186.

[14]В данном случае можно отметить, что в палестинском и эллинистическом иудаизме Дух Божий, в отличие от Премудрости (Софии) и Слова (Логоса), не обретал ярко выраженных «космологических функции». См.: Weiss H.-F. LJntersuchungen zur Kosmologie des heiienistischen und palastinischen Judentums.— Berlin, 1966.— S. 215. Богословие св. Феофила в этом аспекте, как и в других, развивается совсем в иных измерениях.

[15]В данной фразе; подчеркивающей и всечеловеческое значение закона Моисеева, возможно, улавливается отзвук мыслей Филона Александрийского, рассматривающего Моисея как своего рода «воплощение» вселенского закона (nomoV emyucoV— «одушевленный закон») или, вернее, как святого мужа, приложившего данный всеобъемлющий эакон бытия к сфере «человеческого космоса». См.: Goodenough Е. R. By Light, Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism.— Amsterdam, 1969;-. P. 189-192; Nikiprowetzky V. Le commentaire de 1'Ecnture chez Philon d'Alexandrie. — Lille, 1974.— P. 133-159.

[16]Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.— М., 1979.— С. 463.

[17]См.: Hadas M. Hellenistic Culture: Fusion and Diffusion.— N. Y.; London, 1959.— P. 89-90.

[18]См.: Hopfner Th. Orient und griechische Philosophic.— Leipzig, 1925.— S. 53.

[19]Сам Маркион не признавал Ветхий Завет в качестве Священного Писания, но видел в нем лишь «историческое свидетельство о прошлом». См.: Blackman E. Marcion and His Influence.— London, 1948.— P. 113-124.

[20]Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекции, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910 — 1911 учеб. г.: Ч. 3, отдел 1. Апологетическая литература II века / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева.— Загорск, 1951 (машинопись).— С. 125.

Назад

К оглавлению



Популярные разделы