Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Диспут со свидетелями Иеговы.

Встреча третья

XI. О Святой Троице



Олег Стеняев

    Сектант: "Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о Троице."

    Православный: Я ждал этого вопроса.

    Сектант: "Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в Еврейских и Греческих Писаниях нету даже упоминания о "Троице". Бог - одна личность, величайшая во вселенной. Бог не три личности: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть" (Втор.6,4). Он именно один, прочитаем два стиха: "Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?" (Мал.2,10); "потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру" (Рим.3,30).

    Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия" (Отк.3,14). Здесь надо обратить внимание на слова "начало создания Божия". Дальше: "Он - образ невидимого Бога, первенец из всего творения" (Н.М. Кол.1,15).

    Очевидно, чтобы Бог должен быть превозносим над всем: "чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца" (Н.М. Фил.2,10-11). Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего отца. При этом, очевидно, что сын меньше отца: "Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава - Христос, а женщине глава - мужчина, а Христу глава - Бог" (Н.М. 1 Кор. 11,3). Сын - прежде всего, посланник своего отца, это надо помнить: "Иисус сказал им: "Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь. И пришел я не от себя, но Он послал меня"(Н.М. Ин.8,42). Следовательно, и святой дух - действующая сила Бога. Сила - не личность: "Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него" (Н.М. Мф.3,16). Дух - именно "дух Бога" и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: "пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Пс. 103,30).

    Что вы можете сказать по этому поводу?"

    Православный: В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Бытие 1,26); "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас" (Быт.3,22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время, Писание категорично утверждает, что "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5,1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же "полноте" человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие" (1 Фес.5,23).

    То же самое мы видим и в следующим тексте: "сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь" (Быт. 11,7-8). Здесь глагол "сойдем" во множественном числе, а слово "Господь" (Ягве) в единственном числе.

    Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве": "бэрешит бара элогим эт гашамайим эт гаарец", дословный перевод данного стиха следующий: "Прежде сотворил ОНИ с небом с землею". Как мы видим глагол бара "сотворил" в единственном числе а само первое Имя Бога в Библии - µyhla "Элогим" во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе "бара" - "сотворил". Арамейское слово Вг "бар" означает "сын", то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета об Иисусе Христе. Сказано: "и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Еф.3,9). В то же время, и о Святом Духе сказано: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт.1,2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой - ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, во множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: "Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (Ис.48,16).

    Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом "и на земле, как на небе" (Мф.6,10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,16-17).

    А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Быт.1,26). Блаж. Августин в своей книге "Беседы на Бытие" подчеркивает, что слова "по образу" (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит "Нашему", Он показывает, что один и тот же Бог не просто один, но существует более чем одна (Его) Ипостась [Личность].

    Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх.3,6). О прославлении Бога серафимами сказано: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Исайя 6,2-3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса: "из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим. 11,36). Подобная конструкция в другом же стихе: "все Им и для Него создано" (Кол.1,16). Прямая цитата по данному вопросу: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28,19).

    Даже главная заповедь о Единстве Творца: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4), оканчивается словами не "Господь один", а "Господь един" - "Адонай эхад". -"Эхад" - означает именно "един".

    Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите "с кем я един"(?). Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.

    Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: "Бог есть любовь" (1 Ин 4,8), не есть себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь", - Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца. Все Три Лица Святой Троицы - пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: "да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17,22).

    Сектант: "Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей?"

    Православный: Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: "дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа" (Кол.2,2).

    Сектант: "Но как вы объясните то, что сын меньше Отца? Он сам говорил о себе: "Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец мой более меня" (Ин. 14,28)."

XII. О Божественности Христа


    Православный: Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: "Отец Мой более Меня" (Ин.14,28), и другие тексты: "Я и Отец - одно" (Ин.10,30), и следующий стих: "Я не один, но Я и Отец" (Ин.8,16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе - Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: "Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?" (Ин.14,9); и другой текст: "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2,9).

    Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его Истинная Человеческая Природа.

    А когда мы читаем: "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин.8,24 сравните с Втор. 32, 39; Ис. 43,10), по-гречески "Это Я" звучит как Ego eimi - "Я есть", как мы выше говорили, это перевод имени "Эhйе, Яхве", а потому здесь мы видим проявление Его божественной природы. "Я есть" означает Сам Ягве (Иегова). Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" (Иер. 23,5-6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем hwhy "Ягве" (Иегова). Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии[13].

    Сектант: "Я хочу сменить тему."

    Православный: Хорошо.

XIII. О праздниках


    Сектант: "Насколько я знаю у православных слишком много так называемых религиозных праздников. Но, первые христиане не отмечали дни рождения и Рождество. Из Библии видно, что дни своего рождения отмечали или язычники, или неистинные поклонники Иеговы: "На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих" (Быт.40,20); "Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду" (Мф.14,6). Как мы видим, день рождения праздновался только нечестивыми людьми. И более того: единственный день, который следует отмечать (а правильнее сказать "вспоминать"), - это день смерти Иисуса: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лук.22,19-20); и еще: "Также и чашу после вечери, и сказан: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор.11,25-26). Мы совершаем (отмечаем) данное событие - смерть Иисуса; и именно в тот день, когда это событие и произошло, - 14 нисана. Все другие разгульные праздники неуместны: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (Рим. 13,13). Обобщающее отношение к т. н. праздничным дням со стороны Слова Божия известно: "Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их" (Ис.1,14). Иными словами: "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим. 14,5)."

    Православный: Я понимаю вашу озабоченность по поводу безнравственного поведения во время праздников. Такая проблема действительно существует. Но и о самом Причастии, сказано: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11,29). Но подобная опасность не перечеркивает значение и значимости Таинства Евхаристии, напротив, научает бережному отношению к нему. Как и сказано: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит. 1,15).

    С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждении из Священного Писания. Праздничный день - есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: "Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт.2,1-3). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: "это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное" (Лев. 16,31). "Вечное" - означает неизменяемое.

    Сектант: "Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели?"

    Православный: Вы перепутали православных с католиками. Мы именно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно отдавая преимущество именно Воскресному Дню. Об этом мы можем прочитать в "Пространном Катехизисе", который был одобрен и издан Святейшем" Синодом "для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан". Здесь в 533 ответе сказано о субботе: "Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста". Так же и в книге "Кормчая" (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла), сказано: "Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да оупражняются (учатся) в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота - начало всего творения символизирует), неделя же воскресения" (Правило 1-е).

    Жены "мироносицы", ради святости субботы, оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: "Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лк.23,55-56). Как мы видим, они пребывали в покое не ради "страха иудейского", а "по заповеди". Сами св. апостолы имели обыкновение, именно в этот день пребывать в "общении слова". Сказано: "Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний" (Деян.17,2). Кстати, католикам православные в вину всегда и вменяли их неправильное отношение к субботнему дню.

    Сектант: "Хорошо. Я понял вашу позицию по данному вопросу. Но откуда вы научились почитать "первый день недели" (воскресение)?"

    Православный: Почитание этого дня осуществляется на основании Священного Писания. Значение Воскресного дня (в Библии "первый день недели" - Лев. 23, 15-16; Мк.16,9), велико и значимо. В этот день первые христиане собирались для служения евхаристий и "агап" (вечерь любви): "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян.20,7-8). Уточнение, сделанное евангелистом и ап. Лукой, "в горнице, где мы собрались, было довольно светильников" имеет смысл...

    ...Впрочем, "ни одна йота или ни одна черта" (Мф.5,18) из Слова Божия не теряет своего смысла и назидательного, именно религиозного значения.

    ...Как известно, светильники, тем более довольное их количество, зажигали, именно во время религиозных праздников. В Храме они горели постоянно: "на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда" (Лев. 24,4). Вывод очевиден: именно "первый день недели" (воскресный) почитался как праздничный. О воскресении Сына Божия не сказано, что Он воскрес 16 нисана, но сказано: "Воскреснув рано в первый день недели..." (Мр.16,9). Подобное библейское уточнение имеет, без сомнения, определенный смысл. В этот же день, день - христианского собрания, осуществлялся сбор необходимых пожертвований. Ап. Павел писал. - "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (IKop.16,1-2). Еще и в ветхозаветные времена был составлен гимн на чествование воскресного дня: "Псалом Давида. [В первый день недели]" (Пс.23,0). Хотя слова "в первый день недели" в данном стихе присутствуют только в Септуагинте (3 век до Р.Х. на греческом), само содержание псалма не оставляет сомнения, что иудеи, составившие греческий перевод ветхозаветных книг, вставив это уточнение (о первом дне), имели в виду день, в который Господь Бог и сотворил "небо и землю...и Дух Божий носился над водою" (Быт.1,1-2); сравните: "ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее" (Пс.23,2). О почитании воскресного дня христианами в римской империи было известно из древности. Так например, св. Иустин Философ (2 век), писал в своей апологии, поданной на имя императора Антонина: "В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же' окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров" (Там же, стр .98-99). Как мы видим, из данного исторического свидетельства, христиане первой половины 2 века: имели собрание - в воскресный день; этот день был днем пребывания в Слове Божием; днем Причастия и раздачи милости (благотворительности). Ранее мы убедились, что подобная практика имела место и во дни св. апостолов.

    Почитали первые христиане и день Пятидесятницы. Сказано: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Деян.2,1). Само слово "единодушно" свидетельствует о согласии всех отмечать этот важный праздник. В целом, христиане не запрещали никаких праздников, естественно кроме языческих: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол.2,16)...

    Сектант: "Но вы не прочитали этот текст до конца. Здесь сказано, далее: "это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол.2,17). Как видите, смысл несколько меняется."

    Православный: ...Не совсем. Любой религиозный праздник продолжает выполнять символическое значение (назначение). И следовательно, остается как "тень будущего". Например, об непреходящем значении праздничных дней и в вечности сказано: "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь... Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь"(Ис.66,22-23). Кстати, под словами "из •субботы в субботу", в Писании имеется в виду не только седьмой день недели, но и любой другой, на который выпадает тот или иной "великий" праздник. Например, сказано: "Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их" (Ин.19,31) - О необходимости соблюдать именно все "великие" религиозные праздники говорил и ап. Павел: "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр.4,9). Итак, как сказано в Слове Божием: "Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время" (Лев.23,4).

    Сектант: "Насколько я знаю, у вас есть культ почитания Вифлеемской звезды. Но Библия ясно говорит о том, что сатана, диавол, который хотел убить Иисуса, он использовал звезду для осуществления своего намерения."

    Православный: Я бы не стал говорить о некоем культе почитания этой звезды, если только в том смысле, что мы почитаем и Божьих ангелов. Дело в том, что по истолкованию православных отцов, Вифлеемская звезда - это был Ангел, который под видом звезды путешествовал по небу, то останавливаясь, то пропадая, то меняя направление. Такое истолкование мы можем найти, в частности, у Феофилакта Болгарского (на Мф.2,9). И эта Звезда не была звездою смерти, напротив, из Писания видно, что в момент приближения угрозы, она пропадала и появлялась только тогда, когда опасность пропадала. В Пятикнижии Моисея, она называется звездою Иакова. Сказано: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис.24,17).

    Сектант: "И все же вы не ответили на вопрос о праздновании дня рождения так называемых именин."

К оглавлению

Назад


Популярные разделы