Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


2-ая книга к Автолику.



Феофил Антиохийский



    1. В беседе, которую мы несколько дней назад имели с тобою, любезнейший Автолик, когда ты спрашивал меня, кто мой Бог, и уделил несколько времени выслушать мои слова, - я высказался тебе относительно моей религии; потом мы очень дружелюбно расстались друг с другом и пошли каждый в свой дом, хотя сначала ты принял меня сурово: ты знаешь и помнишь, что учение наше тебе казалось глупостью. Так как после того сам ты просил меня, то хотя я невежда в слове (2 Кор. 11:6), однако, хочу теперь в настоящей книге, обстоятельнее доказать тебе бесполезность труда твоего и тщету служения, в котором находишься, и вместе представить истину очевидною для тебя посредством некоторых ваших исторических сказаний, которые ты читаешь, но может быть не вполне понимаешь.

    2. Смешным кажется мне то, что каменосечцы, ваятели, живописцы или плавильщики делают, пишут, вытесывают, отливают и изготовляют богов, которые после того, как будут отделаны художниками, ни во что ставятся ими; когда же их купят и поставят в так называемый храм или какой дом, то не только купившие приносят им жертвы, но и те, которые их сделали и продали, приходят с усердием и с запасом жертв и возлияний поклониться им и почитают их за богов, забывая, что эти боги таковы же, какими они были в их руках, - камень, медь, дерево, краска или другое какое вещество. Это конечно случалось и с вами, которые читаете истории и родословия мнимых богов. Ибо когда вы читаете об их происхождении, то почитаете их за людей; а после называете их богами и поклоняетесь им, не соображая и не понимая того, что они и родились такими, каковы они по своему происхождению в читаемых вами сказаниях.

    3. Так как боги ваши рождались, - их род тогда был очень плодовит. Но где же ныне видно, чтобы рождались боги? Ибо если они тогда рождали и рождались, - очевидно, что и до ныне должны бы рождаться боги; в противном случае это должно быть признано слабостью; они или состарились, почему уже и не рождают, или умерли и более не существуют. Если боги рождались, то надлежало бы им и доныне рождаться, как и люди еще рождаются; даже богов должно бы быть более чем людей, как говорит Сивилла: "Если боги рождают и пребывают бессмертны, то богов родившихся было бы более чем людей, и не осталось бы места, где бы стать смертным". Ибо, если у людей, которые смертны и маловременны, доныне еще являются дети и не престали рождаться люди, так что города и села наполнены ими и даже поля населяются: тем более боги, которые по представлению поэтов не умирают, не должны ли рождать и рождаться, когда вы говорите, что боги родились? Почему гора, называемая Олимп некогда была населена богами, а ныне она пуста? Или почему прежде Зевс обитал на горе Иде и было известно, что он там живет, согласно с Гомером и прочими поэтами, а ныне неизвестно его местопребывание? И почему не везде он был, а находился в одной части земли? или он о прочих не заботился, или не мог быть везде и о всем промышлять. Ибо, если он, например, был в восточной части, то не был в западной; если же опять был на западе, то не был на востоке. Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и все видеть и все слышать и не ограничиваться каким-либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего. Далее, почему Зевс оставил Иду - потому ли, что он умер, или та гора ему не нравилась более? Куда же он отправился? На небеса? нет. Скажешь, может быть - в Крит? Подлинно так: его гробница там показывается до сего дня. Или ты скажешь - он ушел в Пизу, где и доныне прославляет искусство рук Фидия? Перейдем теперь к сочинениям ваших философов и поэтов.

    4. Некоторые из стоиков говорят, что вовсе нет Бога, или если есть, утверждают, что Он ни о чем не печется, кроме Себя Самого. И эту мысль вполне проявило безумие Эпикура и Хризиппа. Другие говорят, что все происходит случайно, что мир не сотворен и природа вечна, и не осмелились утверждать, что вовсе нет никакого Промысла Божия, но говорят, что совесть каждого есть Бог. Иные утверждают, что Бог есть дух, все проходящий. Платон же и его последователи признают Бога безначальным, отцом и творцом всего, но затем полагают, что Бог и материя безначальны, и что последняя совечна Богу. Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, как думают платоники, и не остается единовластительство Божие, как они допускают. Кроме того, как Бог, будучи безначален, есть также неизменяем, так и материя, если безначальна, должна быть вместе и неизменяема и равна Богу; ибо получившее начало во времени - превращаемо и изменяемо, безначальное же непревращаемо и неизменяемо. Что великого, если Бог создал мир из подлежащей материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит что хочет, равно - как дать душу и движение не свойственно никому другому, кроме Бога. И человек делает какое-либо изображение, но разум, дыхание или чувство он не может дать своему произведению. Бог же имеет гораздо большее могущество - творить разумное, одушевленное, чувствующее. Как во всем этом Бог могущественнее человека, так и в том, что Он из ничего творит и сотворил существующие вещи, сколько хочет и как хочет.

    5. Так-то разногласии мнения ваших философов и писателей. Между тем, как они так говорили, - поэт Гомер другим образом излагает происхождение не только мира, но и богов. Он говорит:

Океан родитель богов и матерь Тефиса: От него все потоки и всякое море[8].

    В этих словах он еще не показывает Бога. Ибо кто не знает, что океан - вода? Если - вода, то не Бог. Но Бог, если Он творец всего как и действительно есть, - Он есть создатель и воды и морей. Гезиод также изложил происхождение и богов и самого мира. Он говоря, что мир сотворен, не был в состоянии сказать, от кого он произошел. Кроме того он назвал богами Кроноса и сына его Зевса, Посидона и Плутона, а мы знаем, что они позднее мира. Еще он рассказывает, что Кронос был побежден Зевсом, своим сыном. Вот его слова:

"Победив силою отца своего Кроноса, он поровну распределил и роздал бессмертным разные почести"[9].

    Далее он говорит о дочерях Зевса, которых называет музами, и просит их открыть ему, каким образом все произошло:

"Здравствуйте, дочери Зевса! одарите меня приятной песнью. Воспойте род богов блаженных, всегда существующих, которые родились от земли и звездного неба и темной ночи, которых вскормило соленое море. Скажите мне как сперва произошли боги и земля, реки и безграничное море с пенящимися волнами, и звезды светящие и пространное небо вверху. Скажите, как боги разделили богатства и почести и как сперва они населили многохолмный Олимп. Скажите об этом мне музы, живущие на вершинах Олимпа с начала, скажите что из этих существ прежде всего произошло"[10].

    Но как знали об этом музы, которые были моложе мира? И как они могли рассказать Гезиоду, когда отец их еще не родился?

    6. Гезиод некоторым образом предполагает материю, как существующую, и говорит о творении мира в следующих словах:

"Прежде всего произошел хаос, потом пространная земля, самое безопасное основание для бессмертных, обитающих на высотах снежного Олимпа, затем мрачный тартар в глубинах широкой земли, и Эрос, красивейший между богами, который гонит заботу и подавляет разумный совет в сердцах всех богов и людей. Из хаоса произошли Эрев и черная ночь, Земля же сперва произвела равное себе звездное небо, чтоб оно отовсюду ее покрывало и служило безопасным жилищем для блаженных богов; она родила еще высокие горы, приятные обители для божественных нимф, обитающих на лесистых высотах. И безплодная вода с своими пенящимися волнами родила без объятия любви Понт, а после соединившись с небом родила океан с глубокими водоворотами"[11].

    Изложив это, он еще не показал, кем же все создано. Ибо если вначале был хаос и предсуществовала некая материя несозданная, кто же, наконец, ее устроил и дал ей порядок и вид? Сама ли материя придала себе вид и красоту? Зевс гораздо позднее не только материи, но и мира и многих людей, равно как и самый отец Кронос. Или скорее - была могущественная сила, создавшая ее, то есть - Бог, Который и украсил ее? К тому же, Гезиод оказывается во всех отношениях болтуном, который и сам себе противоречит. Ибо упомянув о земле, небе и море, он говорит, что от них произошли боги, а от богов - какие-то страшные люди, сродные богам, поколение титанов, циклопов и гигантов, также богов египетских или лучше - пустых людей, как говорит Аполлонид, по прозванию Горапий, в книге под заглавием "Семенути" и в других своих исторических сочинениях о религии и царях египетских.

    7. К чему излагать мне вздорные басни эллинов - о Плутоне, царе мрака, о Посейдоне, скрывающемся под морем, влюбившемся в Меланиту и родившем сына - пожирателя людей или трагические сказания, которые составили ваши писатели о сыновьях Зевса? Сами они передают их генеалогию, показывая, что они родились людьми, а не богами. Комик Аристофан в комедии "Птицы", касаясь сотворения мира, говорит, что мир получил первоначальное происхождение из яйца:

Чернокрылая ночь прежде всего родила яйцо.

    Кроме того, Сатир повествуя о родах александрийцев, начав с Филопатора, по прозванию Птоломея, говорит, что Дионис был его родоначальником; почему Птоломей составил первое поколение. Вот что говорит Сатир: "От Диониса и Алтеи фестийской родилась Деианира, от нее и Геракла, сына Зевсова, - Гилл, от него - Клеодем, от него - Аристомах, от него - Темен, от него - Кис, от него - Марон, от него Фестия, от нее Акой, от него Аристомид, от него Каран, от него - Кин, от него Тиримм, от него Пердикк, от него Филипп, от него Аерон, от него - Алект, от него - Аминт, от него Вокр, от него Менагр, от него Арсиноя, от нее же и от Лага Птолемей Сотир, от него и Вероники - Птолемей Филадельф, от него и от Арсинои Птолемей Эвергет, от него и от Вереники, дочери Мага, царя киренского, - Птоломей Филопатор. Таково родство между Дионисом и царями александрийскими. Поэтому в Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский - от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой. Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой, которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего, - Фестиев - от Фестия, отца Алтеи, Фоантов - от Фоанта, сын Диониса, Стафильский - от Стафила, сына Диониса, Эвенский - от Эвноя, сына Диониса, мароский - от Марона, сына Ариадны и Диониса. Все это сыновья Диониса". Впрочем, были и доныне есть многие другие названия: гераклиды - от Геракла, аполлониды и аполлонцы от Аполлона, посидонцы - от Посидона, и диевы и диогены - от Зевса.

    8. Нужно ли мне перечислять еще множество таковых названий и родословий? Так-то заблуждаются все ваши писатели, поэты и философы, и еще более те которые полагаются на них. Они сложили басни и глупые сказания о своих богах, ибо представили их не богами, но людьми, иных- пьянствующими, иных - прелюбодеями и убийцами.

    И о происхождении мира они предали нелепые и противоречивые сказания. Во-первых, некоторые, как я выше показал, объявили, что мир не сотворен; и они, утверждая безначальность мира и вечность природы, говорят несогласно с теми, которые почитают мир сотворенным. Ибо их мнение основано на догадке и человеческом соображении, а не на истине. Одни говорили, что есть Промысл, а другие отвергали их учение. Арат говорит:

"Начнем с Зевса, которого мы люди никогда не преминем называть: полны Зевсом все улицы и площади людские, полны им море и пристани; повсюду мы пользуемся Зевсом. Мы его порождение: он по своей милости дарует благополучие людям и побуждает их к труду, внушая попечение о жизни; он говорит, когда земля наиболее удобна для волов и для заступа, когда благоприятное время пахать землю и бросать в нее семена"[12].

    Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит:

"Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может"?[13]

    Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит:

"Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит[14].

    И Симонид:

"Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды"[15].

    Подобное говорит Эврипид:

"Ничего с людьми не бывает без Бога"[16].

    И Менандр:

"Никто о нас не печется кроме Бога"[17].

    И еще Эврипид:

"Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению". И в другом месте: "Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке"[18].

    И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит:

"Смертный, не избежит удара Божия"[19].

    Кроме того, они то вводили множество богов, то говорили о единовластительстве Божием, и тогда, как одни признавали Промысл, другие отвергали его бытие. Поэтому Эврипид делает следующее признание:

"С полною надеждою изучаем мы многое, но напрасно трудимся и ничего-то мы не знаем"[20].

    Таким образом, они невольно признаются, что не знают истины; и что говорили они, то говорили по внушению демонов. И действительно, поэты Гомер и Гезиод, вдохновенные, как говорится, музами, говорили под влиянием фантазии и обольщения, от духа не чистого, но обманчивого. Это ясно доказывается тем, что одержимые демонами даже в настоящее время заклинаются именем истинного Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они демоны, которые некогда действовали и в тех поэтах. Впрочем, некоторые из них, пришедши в здравое состояние души, говорили нечто согласное с пророками, так что это служит свидетельством против них самих и против всех людей, например, о единовластительстве Божием, о будущем суде и о других истинах.

    9. Но были люди Божьи, исполненные Святого Духа и истинные пророки. Самим Богом вдохновенные и умудренные, - которые получили свыше ведение, святость, и праведность. Они-то удостоились чести быть органами Божиими и сосудами премудрости от Бога, по которой они и говорили о сотворении мира и о всем прочем. Они предсказывали моровые язвы, голод, войны. И не один или два, но многие являлись в различные времена у евреев так же как и Сивилла у эллинов: и все они говорили согласно друг с другом и о том, что было прежде них, и о том, что совершалось при них, и о том, что ныне исполняется пред нашими глазами; поэтому-то мы уверены и касательно будущего, что оно также исполнится как совершилось первое.

    10. И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом[21], ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков. Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах[22] родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростью прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим[23], началом, премудростью и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно чрез пророка Соломона так говорит: "когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя" (Притч. 8:27-29). Моисей, живший за много лет до Соломона, или лучше - Слово Божие чрез него, как чрез орудие, говорит: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Сперва он упомянул о начале и сотворении, а потом наименовал Бога; ибо не следует напрасно и попусту употреблять имя Божие. Ибо Премудрость Божия предвидела, что некоторые будут пустословить и введут множество богов несуществующих. Посему, чтоб истинный Бог был разумеем из дел Его, и видно было, что Бог Словом Своим сотворил небо и землю и то, что в них, сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю". Потом сказав о сотворении их, он показывает нам: "земля же была невидима и неустроена и тьма (была) над бездною и дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Этому прежде всего научает нас божественное Писание; некоторым образом показывая, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, получила начало и создана от Бога.

    11. Начало творения есть свет, потому что свет делает видимым то, что созидается. Поэтому говорится: "И сказал Бог: да будет свет, и стал свет; и видел Бог свет, что он хорош", - разумеется для человека. "И отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро, день первый. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И стало так. И сотворил Бог твердь и отделил воду, которая была под твердью от воды над твердью. И назвал Бог твердь небом, и увидел Бог, что она хороша. И был вечер и было утро, день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да откроется суша. И стало так. И собралась вода в свои места, и открылась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля злак травный, производящий семя по роду своему, и дерево плодовитое, приносящее плод, которого семя в нем самом по его роду. И стало так. И произвела земля злак травный, рождающий семя по роду своему, и дерево плодовитое, приносящее плод, которого семя в нем самом по его роду на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро, - день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, чтоб освещать землю и отделять день от ночи, и да будут они для знамений и времен, и дней, и годов; и да станут на тверди небесной для освещения, чтобы давать свет на землю. И стало так. И сотворил Бог два светила великие, - светило большое для управления днем и светило меньшее для управления ночью и звезды; и поставил их на тверди небесной, чтоб они светили на землю и управляли днем и ночью и отделяли свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро, - день четвертый. И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся с живыми душами и птиц летающих на земле под твердью небесной. И стало так. И сотворил Бог великих китов и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвели воды по родам их, и всякую птицу пернатую по роду. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды морские, и птицы да размножаются на земле. И был вечер и было утро, - день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, четвероногих, гадов и зверей земных по роду. И стало так. И сотворил Бог зверей земных по роду их и скотов по роду их, и всех гадов земных. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и скотами, и всею землей и всеми гадами пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и господствуйте над нею, и обладайте рыбами морскими и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву семенную, производящую семя, которая есть на лице всей земли, и всякое дерево, которое имеет в себе плод семени семенного, рождающего семя, - это будет вам в пищу, и всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому гаду пресмыкающемуся по земле, который имеет в себе дыхание жизни (дал Я), - всякую траву зеленую в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что сотворил Он, и это было очень хорошо. И был вечер и было утро, - день шестой. Так совершены были небеса и земля и все украшение их; и окончил Бог в шестой день дела Свои, которые творил, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сотворил. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в этот день Он почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить" (Быт. 1:3-2:3).

    12. Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении. Многие писатели, подражая сему, пытались рассказать творение мира, и хотя они пользовались этим пособием к объяснению создания мира и природы человеческой, однако, не сказали даже искры похожего на истину. Конечно то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по-видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением. Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или скорее - пагубою для тех, которые верят ему. Кроме того они говорили и о седьмом дне, название которого все употребляют, но большая часть не разумеют; ибо, что у евреев называется субботою, то по-эллински переводится - гевдомада - имя; которое употребляется во всем роде человеческом, а по какой причине так называют ее, не знают. Что же касается до сказания поэта Гезиода, что из Хаоса родились Эрев и Земля и Эрос, господствующий над его мнимыми богами и над людьми, то оно пусто, нелепо и чуждо всякой истины, ибо Богу не следует быть побеждаему удовольствием, так как и благоразумные люди воздерживаются от всякого постыдного удовольствия и худого пожелания.

    13. И то, что Гезиод начинает сказание о творении мира с земных вещей, - есть мысль человеческая, уничижительная и бессильная в отношении Бога. Ибо человек, находясь внизу, начинает строить дом с земли и не может надлежащим образом возвести его и сделать крышу, если прежде не положит основания. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он творит вещи из ничего и так, как Ему угодно. Ибо "невозможное у человеков - возможно у Бога" (Лк. 8:27). Посему и пророк говорит, что прежде всего Им сотворено небо наподобие кровли. "В начале, говорит он, сотворил Бог небо" (Быт. 1:1), т.е. чрез Начало было сотворено небо, как выше я показал. Называет же он землею - то, что некоторым образом служит грунтом и основанием; бездну - множество вод и тьму, так как созданное Богом небо, наподобие крыши, покрывало воды вместе с землею, и дух, который носился над водами, - тот, который дал Бог твари для ее оживотворения, как человеку душу, соединяя тонкое с тонким, (ибо дух тонок и вода тонка), дабы дух питал воду, а вода вместе с духом, проходя повсюду, питала все создание. Сей единый дух, имея подобие света, находился между водою и небом, чтобы некоторым образом тьма не соприкасалась с небом, весьма близким к Богу, прежде нежели Бог сказал: "да будет свет". Итак, небо, на подобие свода, обнимало все вещество, походившее тогда на глыбу. Ибо другой пророк, именем Исаия сказал о небе: "Бог сотворил небо как свод и простер его как шатер для житья" (Ис. 40:22). Посему повеление Бога, т.е. Слово Его, являющееся как свеча в заключенной комнате, осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира. "И назвал Бог свет днем, а тьму ночью"; ибо подлинно человек не мог бы назвать свет днем или тьму ночью, ни прочим видам дать имена, если бы он не получил наименования от Творца Бога. В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и на котором хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос. Другая часть воды оставлена в земле для рек, источников и морей. Когда таким образом вода покрывала землю, особенно ее углубленные места. Бог чрез Слово Свое повелел собраться воде в одно место и появиться земле, которая прежде была невидима. Земля сделалась видимою, но еще была неустроена. Бог устроил и украсил ее всякого рода травами, семенами и растениями.

    14. Посмотри далее на их разнообразие, превосходную красоту и многочисленность, как они представляют собою воскресение во образ будущего воскресения всех людей. Кто не удивится видя, что из семени смоковничного вырастает смоковница или из других самомалейших семян происходят огромные деревья? А море представляет нам некоторое подобие мира. Ибо как море, если бы не было поддерживаемо приливом рек и источников, давно высохло бы по причине своей солености, так и мир, если бы не имел закона Божия и пророков, из которых истекают сладость, милосердие, правда и учение святых заповедей Божиих, давно погиб бы вследствие злобы и умножающихся в нем грехов. И как на море есть обитаемые острова, обильные хорошими водами и плодоносные, имеющие спокойные места и пристани, в которых могут найти прибежище подвергшиеся буре, так Бог дал миру, волнуемому и обуреваемому грехами, собрания, называемые святыми церквами, в которых, как в благоустроенных пристанях, сохраняется учение истины, к которым прибегают желающие спастись, как скоро они сделаются любителями истины и захотят избежать гнева и суда Божия. И как есть иные острова - каменистые, безводные, бесплодные, полные диких зверей и необитаемые, опасные для плавающих и подвергающихся буре, об которые сокрушаются корабли и погибают к ним пристающие, так есть учения ложные: это ереси, погубляющие тех, которые пристают к ним. Ибо они не руководствуются словом истины, но как пираты, наполнив корабли, нарочно ударяются в вышеназванные места, чтобы погубить их, так бывает и с теми, которые уклоняются от истины, - они гибнут от своего заблуждения.

    15. В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует. Это заключает в себе изображение великого таинства. Ибо солнце есть образ Бога, а луна - человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека; и как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен, полный всякого могущества, разума, мудрости, бессмертия и всякого блага. Луна же образ человека, каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение. Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости. А четвертый день - образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день. И расположение звезд представляет экономию и порядок праведных, благочестивых и соблюдающих закон и заповеди Божий. Ибо самые светлые и блестящие звезды суть образы пророков; почему они и пребывают неподвижны и не переходят с места на место. Другие звезды менее светлые суть образ народа праведных. Блуждающие же и двигающиеся с места на место, так называемые планеты, представляют собой их, которые отпадают от Бога и оставляют Его закон и повеления.

    16. В пятый день созданы животные из воды и чрез их также открывается многоразличная премудрость Божия. Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов? Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения. А киты и хищные птицы представляют подобие людей алчных и преступных. Ибо как между тварями плавающими и летающими, хотя они одного происхождения, есть такие, которые живут сообразно с своею природой и не обижают слабейших себя, но соблюдают закон Божий и питаются земными произрастениями, а некоторые из них преступают закон Божий плотоядением и обижают слабейших себя; так и люди праведные, сохраняющие закон Божий, никому не досаждают и не наносят обиды, но живут свято и праведно, а люди алчные, убийцы и безбожники подобны китам, зверям и птицам плотоядным, ибо они некоторым образом пожирают слабейших себя. Впрочем, род рыб и гадов хотя причастен благословения Божия, но не получил никакого особенного преимущества.

    17. В шестой день Бог сотворил животных четвероногих, зверей и гадов, но не произнес благословения на них, сохраняя его для человека, которого намерен был создать в шестой день. Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются. Ибо обращающиеся от беззаконий и праведно живущие подобно птицам взлетают душою, помышляя о горнем и угождая воли Божией. Не узнающие же Бога и нечестиво живущие подобны птицам, которые имеют перья но не могут, взлетать и носиться в высотах Божиих. Такие люди имеют имя человеков, но мудрствуют о дольнем и земном, будучи отягчены грехами. Звери получили свое имя от того, что они одичали, а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека, и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное с своей природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости.

Назад

К следующей части

К оглавлению

Популярные разделы