Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


К Автолику.

Феофил Антиохийский



[1]См. гл. 14. Цецилий у Минуция Феликса также упрекает христиан, что они чтут Бога, Которого ни показать, ни видеть не могут.

[2]Т.е. внутреннего человека, таков ли он, каков должен быть для того, чтобы видеть Бога.



[3]Слово qeoV производят от tiqwnai также Геродот (п. 52) и Климент александрийский (Strom. i, c. 29 189). От qeein производят его Сократ у Платона (Cratyl. c. 16), также Клим. алекс. (Protr. c. 2 26), св. Афанасий (de definil) Григорий Назианзин в 31 Слове.

[4]Здесь св. Феофил говорит не о Святом Духе, но о духе Божием, как духе мира, который все оживляет, питает землю, вдыхается человеком, при создании мира носился над водами, дарован творению как душа человеку, повсюду разлит.

[5]Т.е. Святой Дух.

[6]Которые, т.е. сами, платят подати царю. Подобное говорит Тертуллиан: вы больше боитесь и трепещете Цезаря, нежели самого Юпитера олимпийского и справедливо. Кто из живущих не могущественнее мертвого? (Apol. c. 28).

[7]Имя "христианин" здесь св. Феофил, также как Тертуллиан (Apol. c.3; de bapt. c.7; adv, Marc. I,14; de ressurr. carn. c. 8) производит от помазания елеем совершаемого при крещении; но собственно оно происходит от Христа Помазанника по преимуществу, как это признают и церковные писатели напр, Тертуллиан (adv. Marc. IV, 14) говорит: "имя христиан происходит от Христа".

[8]Илиада XIV, 201 и XXI, 196.

[9]Гезиод. Theolog. 73 и далее.

[10]Гезиод. Theolog. 104-115.

[11]Гезиод. Theolog. 116-133.

[12]Arat. Phaenom. ed Becker. Ber. 1828. 1-9.

[13]Софокл. Oedip. Tyr.978

[14]Гомер. Илиада XX, 242.

[15]Эврип. Thyest.

[16]Отрывок этот из неизвестного сочинения Менадра.

[17]Из неизвестного сочинения Эврипида.

[18]Стих из Эврипидова Thyest.

[19]Стих из неизвестного сочинения Софокла.

[20]Эврип. Thyest.

[21]Потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его. Сн. гл. 3. Такое же выражение у Иоанна Дамаскина de orhod. fide I. c.13.

[22]Здесь под Словом разумеется Сын Божий, а под Премудростью - Дух Святой - 2-е и 3-е лица Св. Троицы; о Них Феофил говорит в гл. 15 и 18, также в 1-й книге гл. 7.

[23]Здесь словом "Дух Божий" означает не Лицо Святого Духа, но духовная сущность Сына Божия.

[24]Одно из важных мест в этом сочинении. Оно показывает, что имеют в виду апологеты, когда они говорят, что ради творения мира, Бог родил Слово. Здесь нет речи в арианском смысле: "было время, когда его не было". Здесь же Феофил говорит Сын всегда существовал с Отцом, Он Его ум и мысль. В творении Он стал проявлять волю Отца ибо, когда же Бог стал творить мир, то Сын стал Его проявлением, Он стал нести новое служение, являть Бога миру. В этом смысле они и говорят о рождении. Но это рождение не есть появление Сына из ничего, ибо Он был прежде, а Его новый образ проявления, теперь Он слово Отца, Его глас миру - в этом смысле Он и родился. Как начало мира Он владыка, Господь и Бог мира, ибо согласно Феофилу, слово начало он толкует следующим образом: "Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано" (К Автолику. II, 10). Итак, утверждение, что доникейские отцы не верили в вечность Сына не имеет под собой оснований:

Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает - Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1:15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал.

[25]См. Oracc. Sibyll. III. 97-105 edit. Alexandre. Еще Friedtleb Die Sibyll Weissag.

[26]Т.е. о богах языческих.

[27]Т.е. боги или точнее их деревянные статуи.

[28]Они были поставлены в честь Меркурия.

[29]См. издания фрагментов греч. трагиков. - Наука и Вагнера.

[30]Пинд. Nem. IV, 51. См. издания Бэка

[31]См. там же.

[32]Отрывок неизвестного сочинения Эврипида.

[33]Архилох основатель ямбической поэзии. См. Liebel, Archil. iambograph princ. reliquiae. 1818.

[34]Отрывок из неизвестного стихотворения Дионисия, см. у Вагнера и Наука.

[35]Это место состоит из трех отрывков стихотворений, принадлежащих частью Эсхилу, частью другим неизвестным поэтам. См. Наука.

[36]Отрывок из стихотворения Симонида.

[37]См. в изд. Мейнекия и Наука.

[38]Эврип. Iphig. in. Aul. 396.

[39]Отрывок из Софокла, см. у Наука.

[40]Отрывок из Тимокла, см. у Мейнекия.

[41]Одиссея XI, 221.

[42]Илиада XVI, 865 и XXII, 362.

[43]Илиада XXIII, 71.

[44]Следует читать в пятой.

[45]Т.е. Миноса.

[46]Эти стихи приводит Епифаний в Ancorat. c. 106.

[47]Затем начинает другое лице, оспаривающее Промысл Божий.

[48]Отсюда начинает ответ первое лицо, защищающее промысл.

[49]См. у Мейнекия Fragmenta comic graec.

[50]По мнению Менекия, Симил жил немного прежде Августова века, и его несколько стихов о Тарпее сохранил Плутарх в жизнеописании Ромула (с. 17).

[51]См. у Мейнекия

[52]Обыкновенно полагают (Татиан, Климент Алекс. и Евсевий) около 400 лет от исхода из Египта до троянской войны. Но Феофил, а также Тертуллиан (Apolog. 19) и Кирилл (1 in Jul.), может быть для цели полемической, следуют ошибочному соображению Иосифа Флавия ( c. Ap. 1,16).

Назад

К оглавлению

Популярные разделы