Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Книга 44. Характерным для феодального общества является

I

Характерным для феодального общества является монотеизм (единобожие). Широкое распространение получают , такие религии, как христианство, ислам и другие. Правда, ни одна из них не следует строго принципам единобожия. В христианстве, например, кроме бога-отца, признаются бог-сын и бог-дух святой, а также богоматерь, святые и т. д. Еще в XV веке католический каноник Пассо говорил по этому поводу, что если бы праздники в честь святых отмечались ежеминутно, то все равно для них не хватило бы года. Однако в отличие от верховного бога политеистических религий бог христианства, ислама и т. п. выступает как всемогущий деспот и по отношению к людям и по отношению ко всем сверхъестественным силам, которые оказываются лишь слепыми исполнителями божественной воли. Большое место в религиозной идеологии эпохи феодализма занимает учение об аде и рае, о загробном блаженстве в награду за терпение и смирение на земле и о загробном возмездии в наказание за неповиновение богу или властям предержащим. Классовая направленность этого учения не нуждается в разъяснениях.

II

Классовая направленность этого учения не нуждается в разъяснениях. В феодальном обществе главным видом производства было сельское хозяйство, в весьма значительной мере зависевшее тогда от природных условий. Недостаточное развитие производительных сил послужило основной социальной причиной широкого распространения культа святых, представлявших собой обычно олицетворение сил природы. В русской православной церкви к таким святым относятся, например, св. Власий (покровитель рабочего скота), св. Егорий (покровитель сельского хозяйства, особенно животноводства), Илья-пророк (покровитель земледелия) и т. д. В МИРЕ КАПИТАЛА Переход от феодализма к капитализму ознаменовался бурным, невиданным до того в истории развитием производства. Менее чем за сто лет своего классового господства. буржуазия создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Тем самым был в известной степени преодолен гнет внешних природных стихий над обществом, благодаря чему олицетворение сил природы перестало играть в религиозной идеологии заметную роль.

Назад

Продолжение

Популярные разделы