Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Книга 43. Здесь-то и начинала выполнять уже классовые

I

Здесь-то и начинала выполнять уже классовые функции религиозная идеология и деятельность жрецов. Эта деятельность распространялась и на отдельные слои рабов, положение которых было сравнительно менее тяжелым (рабы, имевшие высокую квалификацию, а также домашние и долговые рабы). Строение и характер рабовладельческого общества нашли свое отражение в религии того времени. Так, вместе с образованием классов совершилась и дифференциация сверхъестественных сил. Из общей, малорасчлененной массы духов выделились боги,-возник политеизм (многобожие). Верховный бог повелевал остальными богами, хотя и не был всемогущим и всесильным властителем. Вся эта божественная иерархия представляла собой как бы копию имущественных расслоений и классовых взаимоотношений в обществе. А в некоторых рабовладельческих государствах имело место прямое обожествление верховной власти (фараона — в древнем Египте, императора — в древнем Риме и т. п. ).

II

). Разумеется, в религии рабовладельческого общества отражался и тот факт, что силы природы продолжали господствовать над человеком. Не случайно верховными богами, окажем, в странах античного мира являлись Зевс (в Греции) и Юпитер (в Риме), олицетворявшие грозные и могущественные силы природы. Переход от рабовладельческого общества к феодальному вызвал соответствующие изменения и в религиозной идеологии. При феодализме внеэкономическое принуждение далеко не исчерпывает отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Большое значение имеет определенная материальная заинтересованность крепостного крестьянина в ведении своего хозяйства. В связи с этим для эксплуататора наряду с мерами принуждения весьма важными становятся меры убеждения. Самым же эффективным средством в этом направлении служит именно религиозное мировоззрение, которое внушает веру в божественный характер эксплуатации, препятствует борьбе против угнетателей. С другой стороны, массы крепостных, подавленные многочисленными трудностями, сами ищут утешения в религии. В итоге религиозная идеология при феодализме превращается в главенствующую, подчиняя себе все другие формы идеологии: философию, политику, право.

Назад

Продолжение

Популярные разделы