Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Книга 42. Эта стадия характеризуется крайне низким уровнем

I

Эта стадия характеризуется крайне низким уровнем производительных сил. Беспомощность первобытного человека перед природой — вот что впервые породило религию. На этой почве возникли фантастические образы, в которых природные силы и явления приобрели сверхъестественное значение. Люди тогда считали, что за каждым предметом или процессом окружающего их мира скрывается деятельность духов (например, австралийцы верили, будто вулканические извержения вызываются особыми духами, которые разводят внутри гор большой огонь и бросают вверх раскаленные камни). Конечно, из сказанного не следует, что производственные отношения первобытно-общинного строя вообще никак не влияли на характер и содержание религиозных взглядов. В первобытном обществе люди вели коллективный образ жизни. Здесь не было классов, не было эксплуатации человека человеком. В соответствии с этим и духи в первобытной религии являлись мало индивидуализированными и различались лишь по принадлежности к той или иной категории (духи водоемов, деревьев, вулканов и т. д.

II

д. ). По мере классового расслоения общества религиозное мировоззрение стало принимать другие формы. В первой антагонистической формации — рабовладельческой — помимо недостаточно высокого уровня развития производства начала действовать другая социальная причина религии — эксплуатация человека человеком. Кроме того, появился и класс, заинтересованный в поддержании и усилении религиозных предрассудков,— рабовладельцы. Все это обусловило дальнейшее развитие и укрепление религии. Следует отметить, что господствующие классы рабовладельческих государств использовали религию в качестве орудия эксплуатации главным образом против свободных мелких производителей — крестьян и ремесленников. По отношению к рабам, которые считались лишь говорящими орудиями, но не людьми, рабовладельцы применяли в основном грубую физическую силу, прямое принуждение. Для того же, чтобы держать в повиновении крестьян и ремесленников, игравших значительную роль в военных делах, а в некоторых рабовладельческих государствах — и в общественном производстве, одно лишь внеэкономическое принуждение не годилось.

Назад

Продолжение

Популярные разделы