Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Книга 48. Отсюда и пошел церковный обычай причащаться вином

I

Отсюда и пошел церковный обычай причащаться вином в Чистый четверг, раскаиваясь в грехах и символически упоминая о страдании Иисуса. Но этот обычай не был непосредственно связан с распятием и воскресением Христа. Традиция на праздник Воскресения пить красное вино была инициирована самими славянами, которые в Пасхе видели, прежде всего, не христианский, а языческий праздник прихода весны, воскресение природы и всего сущего. Что же, хотя Библия и не предусматривает потребление вина на Пасху, она и не возражает. Но все равно остается много вопросов: почему само вино, и вдобавок обязательно красное и сладкое, мы покупаем на Пасху, и откуда появилась традиция отдавать почет этому веселящему напитку. Нектар богов Интересно знать, что христианство, побеждая язычество, позаимствовало культ вина именно у «поганцев», прежде всего у давних греков. Они посвящали нектару богов всякие действия, ведь считалось, что через опьянение человек может приобщиться к богу. Культ Диониса, или Вакха (в латинской традиции - Бахуса) был одним из наиболее распространенных в Давней Греции, а виноградная лоза, открывателем, покровителем и охранником которой был Дионис, была символом жизненных сил природы.

II

Дионис был сыном бога Зевса и простой смертной - царицы Семели, тело его было виноградной лозой, а кровью - вино. В Египте богом вина был Озирис, а вино иногда называли «слезами бога Ра». Уважали египтяне и маленького бога виноградной лозы - Шаи, который имел спокойный характер и не устраивал буйных праздников, как Дионис. Были боги вина и у других античных народов, например, Оратал - у арабов, Сома - у индийцев. По Библии, первым виноделом считается Ной, который во время потопа взял виноградную лозу в ковчег. Как подсчитали придирчивые исследователи, в Священном писании вино упоминается, по меньшей мере, 521 раз. Этот хмельной напиток воспет в Песне песен как символ единения мужчины и женщины. Существует даже мысль, что священным запрещенным плодом, которым Змей прельстил в Раю Еву, на самом деле было не яблоко, а виноград.

Назад

Продолжение

Популярные разделы